Культура производства, корпоративная культура – одна из главных и абсолютно недооцененных составляющих эффективного управления. Так как пишу, в основном, о производстве, то буду больше говорить о «культуре производства», хотя нет большой разницы между «корпоративной культурой» и «культурой производства». Скорее всего, это разное определение одного и того же процесса, только для компаний, работающих в разных сферах экономики.
Культура производства – это совокупность материальных, организационных и духовных ценностей, которые и определяют уровень развития предприятия.
Не может быть никакого эффективного управления без высокой культуры производства.
Вопрос: где же ее взять, высокую-то культуру в России? Часто можно слышать, что в некультурном обществе не может быть высокой культуры производства. Может! Это как раз тот случай, когда в отдельно взятом предприятии можно создать атмосферу, отличную от окружающей среды. Предприятие, как вполне самодостаточная система, способно адаптироваться к, не всегда дружественной, окружающей среде, получать имеющиеся внешние ресурсы, перерабатывать их в удобное для своих внутренних требований качество, создавать востребованную внешней средой продукцию, и передавать свою продукцию внешним потребителям.
Идти нужно, как всегда от простого к сложному, от очевидного к скрытому.
Для начала оглядите непредвзятым взглядом свое производство, склад, офис. Визуальный контроль дает около 70% информации необходимой для принятия управленческих решений. И начните с наведения чистоты на территории, в помещениях, на рабочих местах. Не может быть никакой культуры в грязи. Но мало организовать регулярные уборки, нужно добиться того, чтобы все работники предприятия поддерживали чистоту, «уважали труд уборщиц». Вообще, это одно из главных показателей культуры – уважать труд других.
Следующий шаг – это наведение порядка.
Здесь описывается процесс повышения культуры производства, как последовательность действий просто потому, что большинство руководителей привыкло именно к восприятию – «step by step», то есть постепенному улучшению ситуации шаг за шагом. Но при системном подходе все описанные мероприятия делаются одновременно, так как они взаимосвязаны и логично вытекают один из другого.
Например, для постоянного (ключевое слово!) поддержания чистоты на всем предприятии нужно создать систему воспитания работников, и механизм контроля над соблюдением элементарных правил всеми сотрудниками, и добросовестным отношением к своим обязанностям работников, ответственных за чистоту. Для чего потребуется реорганизовать всю структуру управления предприятием.
Не нужно пугаться таких строгих слов, как «механизм», «структура» и прочее. Все эти мероприятия абсолютно незатратны для предприятия. Нужно сделать так, чтобы в этом процессе осознано участвовали все работники предприятия без исключения.
Порядок – это отсутствие хаоса, то есть постоянное нахождение всех вещей в строго отведенных для них местах. Если уровень чистоты на разных производственных предприятиях может отличаться в зависимости от степени «загрязнения» применяемыми технологиями, то порядок не зависит от технологий, одинаков для всех предприятий, и определяется, прежде всего уровнем организации управленческих процессов на предприятии. Беспорядок на производстве бросается в глаза гораздо сильнее, чем отсутствие чистоты. Порядок касается абсолютно всего: начиная с утвержденной технологическими картами очередности расположения инструмента и оснастки на рабочем месте, нахождения подготовленного к производству сырья и полуфабрикатов в строго отведенных местах и в установленной последовательности, и заканчивая стоящими ровными рядами аккуратно упакованной готовой продукции на складе. Порядок – это часть технологии, именно так к нему и нужно относиться.
Далее – отработка технологий. Здесь под технологиями понимаются и производственные технологии, и управленческие, включающие в себя и описание бизнес-процессов, и структуру организации, и порядок взаимодействия подразделений и работников, и так далее. Соблюдение технологий важно для получения стабильного качества продукции с использованием оптимального количества ресурсов – это для производственных технологий. Для управленческих – гарантированное получение ожидаемого результата. Культура производства призвана объяснить и убедить всех работников предприятия в необходимости соблюдения технологий, и выработать у них потребность в самоконтроле над строгим выполнением всех технологических операций.
Для начала, технологии нужно иметь. Технология – это описанная определенная последовательность действий. А отработка технологий – это процесс вырабатывания полезной привычки к этой последовательности, в том смысле, что все действия должны быть доведены до автоматизма. В управленческих технологиях помимо описания всех бизнес-процессов нужно особое внимание уделить четкому разделению полномочий между подразделениями на стыке зон ответственности, и описанию действий в нештатных ситуациях. Нужно помнить, что любая даже самая плохенькая технология всегда лучше, чем никакой.
Пора заняться созданием системы непрерывного обучения персонала и постоянного совершенствования структуры управления предприятием. Самое эффективное обучение – это самообразование с помощью книг, статей, и других источников информации и передача знаний от более опытных наставников менее квалифицированным внутри предприятия. Если есть возможность, неплохо пригласить внешних специалистов для «обмена опытом». Посещение работниками семинаров целесообразно только если эти семинары направлены на получение дополнительного объема знаний, изучение новых законов, технологий и так далее, а не на попытки обучения новым методам применения имеющихся знаний.
Любые семинары и тренинги, обучающие каким-то новым «суперэффективным» приемам по работе с клиентами, или по организации своего рабочего времени и так далее, работают, в лучшем случае, несколько недель, потом следует спад и все возвращается в привычное русло. Единственно возможный выход – это иметь «постоянно действующего» собственного тренера, в противном случае – это «деньги на ветер».
Процессу обучения очень способствует возможность свободного аргументированного обсуждения текущих задач всеми заинтересованными сотрудниками. Свободный обмен мнениями не только обогащает каждого работника новыми знаниями, но и вовлекает его в процесс принятия управленческих решений и повышает его ответственность.
Что касается совершенствования системы управления, то запущенный механизм повышения квалификации, и процесс вовлечения работников в управление предприятием, и так создадут условия для постоянного внесения естественных изменений и в структуру управления, и в правила взаимодействия всех структур. Хорошему руководителю останется только следовать предлагаемым тенденциям.
И наконец последнее – формирование делового уважительного доброжелательного психологического климата в коллективе. Вот здесь нет предела буйной фантазии руководителей. Сюда могут войти и управленческие «игры», и различные виды мотивации, особенно нематериальные, и соревнования, и правила поведения, и совместные мероприятия, и так далее. Самое главное – не забывать про соблюдение принципа социальной справедливости: правила и законы едины и обязательны для всех.
Говоря о культуре производства нельзя не вспомнить про эстетику, гармонию, красоту, наконец. Да, любое производство должно быть красиво. Производственная красота, может быть, вещь и специфическая, но она есть и формируется всем тем, что было перечислено выше: и чистотой, и порядком, и оборудованием, и применяемыми технологиями, и дисциплиной, и прочее. Красота производства – это своего рода визуальный показатель уровня культуры на предприятии. Жалко только, что далеко не все руководители это понимают.