Характеристика полиграфическое предприятия: производственное предприятие, назовем его – предприятие «А», выпускает ролевую этикетку и упаковку из материалов собственного изготовления (фольга кашированная, фольга ламинированная, бумага парафинированная, композитные материалы, ламинаты) с нанесением флексографской печати и без печати в основном для предприятий кондитерской промышленности.
Используемые в производстве сырье и материалы имеют различные уровни объемно-стоимостной активности, сроки и объемы заказов и поставок, взаимозаменяемость, сроки хранения и прочие производственно-экономические характеристики. Поэтому для управления запасами лучше использовать метод ABC.
Метод ABC (или «анализ ABC»), основная идея которого состоит в оценке каждого вида материалов с точки зрения его значимости, то есть степени важности использования материалов за конкретный период времени. Суть его заключается в том, что все виды материальных ресурсов, потребляемых предприятиями, распределяются на группы A, B и С в зависимости от роли в производственном процессе и значения затрат, связанных с их приобретением и потреблением. В группу A могут войти материалы с высокой значимостью с точки зрения технологического состава, а также являющиеся наиболее дефицитными и дорогостоящими, то есть с высоким уровнем объемно-стоимостной активности – данные материалы составляют основную сумму оттока оборотных средств при формировании запасов в условиях конкретных производств. Материалы группы B относятся к второстепенным, они менее дорогостоящие, чем материалы группы A, но превосходят их по количеству наименований и имеют средний уровень активности. В группу C входят относительно маловажные материалы (наименее дорогостоящие и наиболее многочисленные) – с самым низким уровнем объемно-стоимостной активности. Группа A, как «наиболее активная», подвергается самому тщательному контролю, группе B оказывается меньше внимания, а группа C обслуживается «наименее активно».
Ключ к наилучшему управлению запасами часто состоит именно в том, чтобы меньше контролировать маловажные материалы и сосредоточить все внимание на наиболее значимых. Когда тратится меньше времени на контроль над дешевыми материалами, то будет возможно больше времени уделить тому участку, который – действительно компенсирует производимые затраты.
Все материалы разбиты на три группы:
- Группа A – запечатываемые материалы и сырье для их изготовления: бумага, фольга гладкая, пленки полимерные. Данная группа является наиболее важной, так как составляет около 70% стоимости всех производственных запасов.
- Группа B – дополнительные материалы, используемые как для изготовления самих материалов – клея, воски, парафин, блескообразующие добавки, так и для нанесения печати – краски, праймеры, растворители, связующие. Данная группа имеет значительно большую номенклатуру чем группа A, и составляет около 25% стоимости всех производственных запасов.
- Группа C – второстепенные материалы и быстроизнашивающиеся предметы – составляют около 5% стоимости запасов.
Остановимся более подробно на системах управления каждой группой материалов.
1. Группа A.
Одной из главной особенностью поставок материалов данной группы – достаточно большой срок выполнения заказов, то есть период от момента размещения заказа у поставщика до получения материала на склад, – от полутора до трех месяцев (в среднем около двух). Если к этому добавить сроки изготовления готовой продукции из данных исходных материалов, обусловленные графиком производства и цепочкой технологических процессов, то срок с момента заказа сырья до поставки готовой продукции заказчику увеличивается до двух с половиной – трех месяцев. Подавляющее большинство российских кондитерских фабрик не могут спланировать свой сбыт более чем на месяц вперед, поэтому в условиях жесткой конкуренции среди производителей упаковки они ограничивают максимальный срок выполнения их заказов двумя – тремя неделями. Для успешной работы на рынке упаковки полиграфические предприятия вынуждены идти на создание больших запасов сырья и материалов. Издержки и риски увеличиваются в связи с отсутствием единых стандартов на этикетку, что приводит к существенному увеличению ассортиментного ряда упаковки для разных заказчиков. Ситуация усугубляется сезонностью, которая влияет как на объемы заказов, так и на их ассортимент.