Эффективное управление
 
+7 903 222 5799
 
О ПРОЕКТЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЛУГИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
+7 903 222 5799

Содержание

VIII. Практическое применение современных методов управления

8.6. Трудовая дисциплина

Часто упоминаются выражения: «ужесточить дисциплину», «строго соблюдать дисциплину». Конечно, речь идет о трудовой дисциплине.

Трудовая дисциплина (от лат. disciplina – выдержанность, строгость) – обязательное соблюдение всеми работниками предприятия установленного набора правил деятельности и поведения, правил внутреннего распорядка предприятия.

Необходимость наличия строгой дисциплины на любом предприятии с точки зрения руководства не вызывает никаких сомнений. Любой руководитель понимает, что без дисциплины невозможно гарантировать достижения даже простых целей. Это касается как высокотехнологических производств, так предприятий с большой долей ручного труда – во всех случаях требуется и соблюдение технологий, даже самых примитивных, и согласованность действий, и своевременность поставок.

Но в дисциплине заинтересовано и большинство работников, вопреки расхожему мнению многих руководителей. Человек по своей природе – существо ленивое. Поэтому всегда стремится к покою, то есть к ясности и стабильности. А это возможно только в среде, где есть элементарный порядок, даже если этот порядок не во всем его устраивает.
«…Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться…» – У. Шекспир, «Гамлет».
Непонимание происходящих вокруг человека событий, вызывает в нем чувство неопределенности, беспокойства, даже тревоги. Хаос не добавляет уверенности в завтрашнем дне. Исключение составляет небольшая доля людей, которые и создают или поддерживают хаос с целью извлечения личной выгоды. Но даже в этом случае их заинтересованность в «бардаке» – явление временное. Получив свою выгоду, они выйдут в «порядок» из ими же самими созданного хаоса, предоставив его своей судьбе.

Любые правила поведения направлены на ограничение свобод каждого для общей пользы всех. И с этим подавляющее большинство работников согласно. Поэтому дисциплина, какой бы жесткой она не была, должна подчиняться двум главным правилам:

1. Ограничения должны быть продиктованы понятной всем необходимостью.
У всех работников должно быть понимание принятых правил. Для этого нужно не только знакомить вновь принятых сотрудников с правилами внутреннего распорядка предприятия, но и постоянно проводить разъяснительную работу среди всех работников, объяснять причину принятия тех или иных решений, распоряжений, приказов. Люди – не «винтики» и не бездушные «пешки», которые руководитель может переставлять, как ему вздумается. Если хотите получить максимальную отдачу от каждого работника – они должны сознательно идти на самоограничения.

2. Правила должны быть едины и обязательны для всех, они не должны иметь временных или личностных ограничений. Если вводится какой-то порядок действий, то он должен неукоснительно соблюдаться всегда и всеми, ни для кого и ни в какое время не должно быть исключений, если это не предусмотрено самими правилами. Любое «незамеченное» нарушение правил, как снежный ком порождает лавину отказов от установленного порядка, и правило превращается в его исключение. Реакция может быть любой: от простого напоминания до сурового наказания за систематические нарушения дисциплины. Но она обязательно должна быть. Только тогда вероятность рецидива снижается. Руководитель всегда должен отвечать за свои слова и действия, выполнять свои обещания, быть хозяином своего слова. Но в вопросах дисциплины, как ни где больше, руководитель должен быть особенно осторожен и тверд.

Для руководителя существует еще одно важное правило: никогда не обещать то, что он не может сделать и всегда выполнять то, что он обещал.
«Не давши слова, крепись, а давши – держись!» – русская народная поговорка.
Это главное правило управления для любого руководителя и касается, в том числе, и дисциплины. С точки зрения трудовой дисциплины данное правило означает, что руководитель, если он хочет, чтобы подчиненные всегда хорошо выполняли порученные им задачи, должен помнить о долгосрочных последствиях данных им обещаний: поощрения за отлично выполненную работу или наказания, если работник не справился с порученным ему заданием.

Необоснованный отказ руководителя выполнить данное им обещание подчиненному, неважно, касается ли оно поощрения работника или его наказания, как уже указывалось выше, будет иметь долгосрочные негативные последствия. Это снизит мотивацию всех сотрудников и, как следствие, отразится и на производительности труда, и на качестве выполняемой ими работы. Даже если в дальнейшем руководитель изменит свой стиль управления и перестанет раздавать пустые угрозы и обещания, то быстро изменить отношение к себе своих подчиненных не получится. Этот процесс займет какое-то продолжительное время, в течение которого эффективность сотрудников предприятия будет не самой высокой.

В этом случае руководителю лучше вообще ничего не обещать, чтобы не было хуже. Тогда будет уместней другая поговорка: «Слово – серебро, молчание – золото».
 
 
© 2018 САМ  Все права защищены