Эффективное управление
 
+7 903 222 5799
 
О ПРОЕКТЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЛУГИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
+7 903 222 5799

Содержание

VIII. Практическое применение современных методов управления

8.6. Трудовая дисциплина

С правовой точки зрения, трудовая дисциплина регламентируется рядом внутренних документов компании, основными из которых, наверное, являются правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор, должностные инструкции, технические и организационные регламенты. Вся документация, регламентирующая правила поведения сотрудников, должна быть простой и понятной, и иметь однозначную трактовку. Безусловно, все внутренние документы предприятия не должны противоречить действующему законодательству. Но одними приказами и инструкциями ничего не добиться. Прежде всего, сам руководитель должен быть нацелен на достижение результата, и последовательно и неукоснительно двигаться к поставленной цели, а весь документооборот компании должен помогать ему и всем сотрудникам в достижении этой цели без ущемления законных прав работников.

Есть разные виды классификации дисциплины. Упомянем только об исполнительской дисциплине – по принуждению, и о самодисциплине – добровольно, осознано. Задача руководителя в рамках организации эффективного управления, начав с жесткой регламентации всех видов деятельности, объясняя и убеждая работников в правоте своей позиции, и вырабатывая и укрепляя в них полезные привычки, направленные на автоматическое выполнение норм трудовой дисциплины, постепенно перевести их от подчинения вынужденному постоянному принуждению к их осознанному самоограничению.

А как же наказания? У большинства руководителей жесткая дисциплина ассоциируется, прежде всего, с большой палкой или дубиной. Какая же это дисциплина без наказания? Наказывать нужно. Но всегда по делу. Причем, наказание может быть разным: и моральным, и материальным, и, совершенно не очевидно, на первый взгляд, что будет более действенным. Степень наказания должна соответствовать нарушению. Не пытайтесь с помощью наказания показать свою силу, укрепить свой авторитет – сила в великодушии (не всепрощении!).

Наказание – это не самоцель.

Если работник оступился, совершил легкомысленный поступок, осознает это, искренне переживает, тем более, если это нарушение дисциплины не привело к сколько-нибудь серьезным последствиям, и работник совершил его в первый раз, то, возможно, достаточно будет предупреждения, устного внушения. Если это повторное нарушение или уже вошло «в традицию», то реакция должна быть незамедлительной и адекватной, вплоть до увольнения – не реагировать нельзя, какой бы это замечательный работник не был. Для производства всегда лучше иметь надежных ответственных середнячков, чем безответственных «мастеров своего дела». Тем более, что бездействие руководства будет разлагающе действовать на весь коллектив (см. второе правило).

Если такие нарушения происходят систематически и с разными людьми, то, возможно, причина в руководителе?

Жесткая дисциплина не имеет ничего общего с самодурством начальника, которого у нас хватает. Самодурство порождается вседозволенностью и безнаказанностью, и ничего общего с дисциплиной не имеет, так как здесь не выполняется первое правило. Кстати, в компаниях где директор самодур, как правило, очень низкая трудовая дисциплина, сотрудники плохо относятся к своим непосредственным обязанностям. В основном, все заняты перекладыванием ответственности и поиском виноватых, поисками способов лучше всех угодить начальству. Здесь не до работы. Хорошие работники в таких компаниях не задерживаются. Эффективность крайне низка.

Дисциплина – это соблюдение правил поведения, поэтому дисциплине можно и нужно обучать.
 
 
© 2018 САМ  Все права защищены