Пример из практики.
Ситуация:
Производственное предприятие непрерывного цикла, около ста человек занято непосредственно в производстве, работающих посменно. И хотя предприятие не относится к пищевой промышленности и медицинские книжки рабочим не нужны, но по закону все работники на всех предприятиях при приеме на работу должны пройти медкомиссию и с какой-то регулярностью обновлять эти справки. Большинство компаний эти нормы игнорирует. Но этому предприятию не повезло – СЭС или трудовая инспекция после проверки выписала предписание об обязательном прохождении всеми сотрудниками компании медкомиссии. Ничего сложного: каждому работнику нужно потратить час времени, а предприятию заплатить не очень большие деньги.
Директор издает приказ: всем работникам в течение месяца пройти медкомиссию.
Через месяц никто, разумеется, комиссию не прошел. Следует второй грозный приказ: всем, кто не принесет медицинские справки с первого числа следующего месяца к работе допущены не будут, вплоть до увольнения.
Результат тот же – ни один человек даже «не почесался».
Уговоры, угрозы и директора, и начальника производства, собрания, приказы, распоряжения ни к чему не привели. Так продолжалось почти полгода. Приказы менялись регулярно. К ним добавлялись распоряжения начальника производства. Никаких сдвигов. Более того, что самое удивительное, в это время принимают новых работников и никто не требует с них справок. Никто не верит в угрозы. Производственный план никто не отменял.
Решение:
Первое, что было сделано – запрет отделу кадров принимать на работу и оформлять пропуска новым работникам без предоставления ими медсправок, как бы не настаивал начальник производства на быстром допуске нового работника к работе. Кстати, это никак не задержало их выход на работу, пройти медкомиссию – дело одного часа.
Второе, собрание всех работников, где без всяких приказов было объявлено, что задача поставлена и поэтому первого числа следующего месяца ни один работник без медсправки к работе допущен не будет, вплоть до полной остановки производства. Кроме скрытых усмешек это заявление не вызвало никакой одобрительной реакции среди рабочих. На этом и разошлись.
Третье, весь обслуживающий и управляющий персонал производства: от начальника производства и начальников участков, до кладовщиков и табельщицы, был обязан каждый день напоминать рабочим в начале и в конце их смены об обязательном прохождении медкомиссии и о неумолимом приближении первого числа. Более методично этой работой занимались сотрудники отдела по персоналу. Задача состояла в том, чтобы убедить работников, что в этот раз все серьезно и угроза недопуска на рабочее место без прохождения медкомиссии будет обязательно выполнена.
Не нужно думать, что весь управленческий персонал только и занимался, что постоянно ходил с угрозами по производству. Все выполняли свои привычные функции, так как производство работало в обычном режиме. Но и не забывали напоминать рабочим при случае о медсправках.
Изначально, в эту затею почти никто не верил (кроме инициатора). И первое время их опасения полностью оправдывались – ничего не менялось. «Лед тронулся» только через две недели. Самыми дисциплинированными, как всегда, оказались женщины. Потом справки стали приносить рабочие, прошедшие еще советскую «рабочую школу». В последнюю неделю активизировалась и современная молодежь.
Результат:
Первого числа к работе не был допущен всего один рабочий. Да и то только потому, что накануне или он по каким-то причинам не смог, или медкомиссии в этот день не было. В любом случае, это было известно заранее, поэтому подстраховались и нашли ему замену.
Нужно сказать, что никакого блефа не было. Была уверенность, что все пройдут медкомиссию к нужной дате. Но также была убежденность, что производство будет остановлено, если понадобиться, чего бы это не стоило. И рабочие это поняли. Нельзя давать невыполнимых обещаний, особенно руководителю, – люди этого не забывают.
Конечно, заставить всех пройти медкомиссию, не было основной задачей в тот период. Тогда решались куда более серьезные вопросы: и организация управленческого учета, и внедрение системы менеджмента качества, и существенное повышение производительности труда, и прочее. «Медсправки» – это лишь маленький эпизод, демонстрирующий возможности правильного дисциплинарного воздействия.
Кстати, в этот месяц «борьбы» за «здоровье» рабочих удалось поднять производительность труда на 50%. Да, и остальные цели были достигнуты.