Эффективное управление
 
+7 903 222 5799
 
О ПРОЕКТЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЛУГИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
+7 903 222 5799

Содержание

VIII. Практическое применение современных методов управления

8.4. Производственное планирование

План – это не отлитый в бронзе монумент. Он может и должен меняться. Изменения могут происходить не только из-за каких-то срывов внутри предприятия, но, иногда, такие изменения вносят и сами заказчики. В таких случаях нужно по возможности идти им на встречу. Поэтому текущий план корректируется по факту его исполнения. Для этого и нужны краткосрочные планы, которые, как мы выяснили, не планы, а, скорее, фиксирование факта выполнения заказов.

Все, в общем-то, достаточно просто. И совершенно не понятно, почему на многих малых предприятиях нет такого простого и эффективного планирования?

Наверное, руководители не всегда понимают важность планирования и то, что многие проблемы возникают из-за его отсутствия.

Постановка задачи.
Для внедрения новых технологий управления на предприятии, необходимо, во-первых, осознавать необходимость таких преобразований, их неизбежность для оздоровления финансовой ситуации, для создания конкурентных преимуществ, для выхода на новые рынки, или, на конец, для выживания в сложный кризисный период. И, во-вторых, иметь волю для внедрения новых управленческих технологий, и доведение этих преобразований до конкретных результатов. Любые изменения всегда наталкиваются на сопротивление – люди не любят и боятся перемен, и готовы «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!» (Вильям Шекспир «Гамлет, принц датский» в переводе Б. Пастернака). Поэтому очень важно иметь технологию, которая позволит в относительно короткий период добиться заметных положительных перемен – получение быстрых результатов придаст уверенность руководству и укрепит дух победителей в коллективе.

Если необходимые условия соблюдены, можно приступать к реорганизации предприятия.

1. Выбор цели.
Прежде всего, необходимо определить цели функционирования предприятия. Эти цели должны быть выражены в количественных и временных показателях. То есть, необходимо точно описать желательное состояние предприятия в цифрах и определить конкретный срок достижения этого состояния. Формализация целей побуждает к их обсуждению внутри предприятия, что уменьшает риск непонимания или неполного понимания. Если цели не сформулированы или непонятны, имеется опасность совершения действий, не соответствующих поставленным задачам, более того, отдаляющих от целей предприятия. Причем, часто определить это бывает слишком поздно.

Предприятие – это, прежде всего, коллектив, группа людей, объединенных совместной деятельностью. Поэтому, общие задачи необходимо довести до сведения каждого сотрудника, и подчинить все их усилия достижению этих совместных целей.

Цели должны быть амбициозными, но теоретически достижимыми. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать.

2. Определение текущего состояния предприятия.
Казалось бы, начинать логичнее было бы именно с оценки текущей ситуации на предприятии. Но угнетенное состояние предприятия может сузить задачи до элементарного выживания. Более того, анализ предприятия лучше делать именно с учетом сформулированных целей предприятия.

Результатом проведенной диагностики предприятия должны быть количественные показатели по основным блокам:
  • Производство (производительность, коэффициент использования оборудования, коэффициент использования производственных мощностей, коэффициент сменности, технологический цикл, укомплектованность производства квалифицированными специалистами, энергопотребление, себестоимость продукции, материалоемкость, тех.отходы, и прочее);
  • Финансы (инвестиции, объем продаж, операционные расходы, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, рентабельность, прибыль, и прочее);
  • Снабжение (отсрочки, закупочные цены, коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, объем складских запасов, и прочее);
  • Сбыт (отсрочки, отпускные цены, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, и прочее).
Это внутренние показатели. Для определения местоположения предприятия на рынке, нужно провести такой анализ среди конкурентов, потенциальных покупателей, оценить емкость рынка продукции, и прочее.

3. Разработка плана достижения поставленных целей.
Планирование – это разработка действий, направленных на достижение поставленных целей.

Имея количественные показатели текущего состояния и целей можно воспользоваться методом моделирования бизнес-процессов и теорий ограничений.

Бизнес-модель позволяет не только определить сильные и слабые стороны предприятия, слаженность во взаимодействии структурных подразделений между собой и с контрагентами, эффективность использования имеющихся ресурсов и так далее, но и рассчитывать и прогнозировать, как изменение во времени основных показателей под воздействием внешней среды и внутренних преобразований влияет на финансовое состояние предприятия.

При создании модели очень важно точно определить необходимый и достаточный состав основных переменных, так как исключение важных показателей приведет к несоответствию бизнес-модели и предприятия, а избыточные показатели могут превратить модель в громоздкую и неуправляемую систему. Можно воспользоваться законом Парето – 80% результатов являются следствием 20% причин, иногда диспропорция может быть и больше (85/15 и даже 98/2).

Для долгосрочного планирования необходимо обозначить реперные точки, которые позволят отслеживать правильность движения к цели.

Бизнес-модель – не догма, ее необходимо корректировать: вносить фактические данные, вводить новые важные переменные, исключать несущественные показатели. По мере реорганизации предприятия, должна меняться и модель.

Заключение.
Текущее состояние описано, задачи поставлены, сроки определены, план действий готов – получен Проект, который осталось только реализовать.
 
 
© 2018 САМ  Все права защищены