Система менеджмента качества – это специальным образом разработанные и внедренные правила управления предприятием, направленные на достижение необходимого уровня качества изготавливаемой продукции, и позволяющие стабильно поддерживать этот уровень на протяжении длительного времени.
Качество – это набор свойств товара удовлетворять те или иные потребности покупателя. При этом нужно помнить, что понятие «высокое качество» – величина всегда относительная.
Поэтому, производителю важно добиться того, чтобы вся продукция, которую он изготавливает, всегда обладала важными для потребителя характеристиками. Таким образом мало разработать товар с необходимым набором свойств. Практически на любом даже самом отсталом, как с технической точки зрения, так и с организационной, предприятии можно сделать продукт «высокого качества» в единичном экземпляре, что называется «в ручном режиме». Гораздо сложнее добиться того, чтобы все единицы производимого товара обладали нужными характеристиками, и эти характеристики были всегда стабильными (изменялись только в пределах заданных допусков) и не зависели от времени года, настроения рабочего, проблем поставщиков сырья, и прочее.
Для того, чтобы получить продукт высокого, а, главное, стабильного качества необходимо организовать работу всего предприятия определенным образом – создать на предприятии систему менеджмента качества.
В этом вопросе самыми продвинутыми, и не без основания, считаются японцы – Total Quality Management. Но, как говориться, «и на старуху бывает проруха» – достаточно вспомнить недавний массовый отзыв своих автомобилей компанией Toyota из-за проблем с качеством.
Нет ничего вечного в этом подлунном мире. Нельзя создать «идеальное» предприятие и всю оставшуюся жизнь почивать на лаврах – даже самые идеальные системы всегда нуждаются постоянной модернизации, а через некоторое время и в полном обновлении.
Поэтому, несмотря на то, что существует множество методов, предлагающих различные решения для управления качеством, – панацеи нет. Всегда нужно выбирать то, что подходит именно данному предприятию, оптимально вписывается в существующую модель управления, эффективно решает задачи изготовления качественного товара. Можно удачно комбинировать различные методы для решения разных задач. Главное, чтобы эти решения были не как «лоскутное одеяло», не вступали в противоречие друг с другом, а вписывались в общую концепцию – были элементами общей системы.
Всегда лучше что-то предотвратить, чем потом переделывать. Вопросы качества должны решаться именно в местах создания качества, а не в пунктах отбраковки продукции (ОТК), когда продукт уже создан, и ничего нельзя изменить. Поэтому система менеджмента качества должна быть частью технологии – это главное условие стабильно высокого качества выпускаемой продукции.
Для начала достаточно усвоить несколько принципов, один из которых гласит:
«Не бери брак, не делай брак, не передавай брак».
Для реализации этого принципа достаточно по каждой технологической операции определить, какие основные параметры сырья или полуфабрикатов нужно проверять на входе, и что нужно контролировать в процессе изготовления изделий и, следовательно, проверять (измерять) на выходе. Параметры для разных производств могут быть самыми разнообразными: комплектность, количество, цвет, размеры, состав, отклонение от эталона (шаблона), отсутствие видимых дефектов, и прочее. Здесь не нужно увлекаться, пытаться объять необъятное и контролировать все – достаточно всего несколько основных самых важных параметров.
На входе нужно проверять то, что может повлиять на корректное выполнение текущей операции, а на выходе – те параметры, которые изменяются во время технологического процесса. Очень часто бывает, что выходные параметры предыдущей операции являются входными для следующей, но не всегда.
Лучше все оформить в виде таблице, которую можно повесить на рабочем месте, чтобы у оператора она всегда была перед глазами, и он не забывал последовательность своих действий:
*Если на станке производится много разных деталей или операций, то «значение/допуск» параметра целесообразней указывать не в данной таблице, а в технологических картах.
Таблица должна служить памяткой для оператора с тем, чтобы он не забывал контролировать важные параметры и сверять их фактические значения с номинальными.
В той же памятке необходимо указать действия оператора в случае обнаружения брака. Эти мероприятия должны преследовать две основные цели:
- Во-первых, не только не пропускать брак, но и указывать место и причины возникновения этого брака. Поэтому, даже так называемый «устраняемый брак» должен фиксироваться, анализироваться, а детали должны возвращаться в места возникновения брака, чтобы принять меры по устранению причин возникновения брака.
- Во-вторых, это не должно отражаться на производительности труда, на объемах выпускаемой продукции. Для этого нужно ограничить время на принятие решения оператором – он должен четко знать, что делать в той или иной ситуации. Так как не все ситуации можно заранее предугадать и прописать, поэтому должны быть указаны действия «по умолчанию», то есть что делать, если не знаешь, что делать.
Например, при входном контроле обнаружился брак нескольких деталей из партии. Если брак устраняемый, и эти детали могут быть переделаны или изготовлены заново на предыдущей операции пока оператор обрабатывает оставшиеся, то, наверное, он должен каким-то образом сообщить об этом мастеру или на предыдущий участок и продолжать обрабатывать оставшиеся детали. К моменту, когда он закончит работать с частью партии, к нему подоспеют оставшиеся переделанные детали, и он сможет обработать и передать на следующий участок всю партию.
Если невозможно определить устраняемый брак или нет, или неизвестно время исправления брака, или процент брака выше установленной величины, то на партию вешается красный флаг, и она отставляется в сторону для возвращения на предыдущий участок на переделку или бракуется вся целиком, а оператор берет в работу детали из следующей партии.
Не нужно «стесняться» давить на «красную кнопку» по поводу и без, останавливая процесс производства – любая проблема должная быть явно выявлена для устранения причин ее возникновения. А когда следующая операция не замечает или пытается исправить брак предыдущих операций, то такая «страусиная политика», приведет к тому, что брак будет только множится, себестоимость – расти, качество – ухудшаться.
Этот принцип достаточно легко внедрить. Гораздо сложнее добиться его постоянного и безусловного выполнения всегда и на всех операциях. Это требует терпения, непрерывного контроля, требовательности со стороны технологов, бригадиров, начальников. Это каждодневный труд без скидок и перерывов до тех пор, пока контроль качества не станет привычкой для операторов. Но даже тогда необходимо периодически контролировать выполнение этих операций, впрочем, так же, как и любых технологических операций – всегда. Отсутствие контроля или недостаточный контроль всегда приводит к расхолаживанию работников, снижению ответственности, несоблюдению технологий, увеличению брака и издержек, ухудшению качества выпускаемой продукции.