Эффективное управление
 
+7 903 222 5799
 
О ПРОЕКТЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЛУГИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
+7 903 222 5799

Содержание

V. Мотивация

5.3. Потребности в основе мотивации

Так как психологи не могут договориться о единых определениях основных понятий, то не будет большой ошибко сделать следующие допущения (и вообще, все что будет написано ниже в отношении мотивации и вокруг нее – это частное мнение об этом процессе, которые в чем-то могут совпадать с мнениями одних ученых и расходиться с мнениями других, а в чем-то наоборот):
Потребность – это, с одной стороны, то без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой – то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание), или то, чего хочет избежать.
Мотив – это потребность с осознанной целью ее удовлетворения, побуждающая к действию. Другими словами, когда у нас есть потребность, и мы понимаем каким образом она может быть удовлетворена, и эта цель – удовлетворение данной потребности, имеет для нас ценность, и толкает нас на действия по достижению этой цели, тогда мы имеем мотив.

Или так:
  1. У нас есть нужда, или мы хотим чем-то обладать, то есть имеем потребность.
  2. Мы знаем, или думаем, что знаем, каким образом мы можем удовлетворить эти потребности – имеем цель.
  3. Удовлетворение этих потребностей имеет для нас важное значение – ценность.
  4. Это толкает нас на действия по достижению данной цели – побуждение.
Все вместе это и будет мотивом.

Мотивация – динамический процесс формирования мотива (Ильин Е.П. "Мотивация и мотивы" Издательство: «Питер», 2003, §4.1).

Мотивацию разделяют на внешнюю, то есть стимулируемую внешними факторами – вознаграждение, наказание и прочее, и внутреннюю. Но нужно понимать, что в основе мотива лежит потребность в том широком смысле, как мы ее определили выше, а потребность – это внутренний фактор.

Поэтому, внешние обстоятельства могут стать мотивацией только тогда, когда станут значимыми для человека, то есть превратятся во внутреннюю мотивацию. Таким образом, если у человека нет внутренней потребности, или он ее не осознает, а вы не смогли эту потребность в нем сформировать, или «открыть человеку глаза» на наличие у него такой потребности и ценности ее удовлетворения для него, то никакими внешними мотивациями вы не заставите его совершать необходимые вам действия.

Так как в основе мотива всегда лежит потребность, то будем «танцевать от печки», то есть от потребностей. Потребности делятся на первичные или базовые (врожденные) и вторичные (приобретенные).

Предлагаемая классификация потребностей:
  1. Материальные – нужда в одежде, пище, крове, тепле и так далее. Это то, без чего человек не может нормально существовать, прежде всего, с физиологической и биологической точек зрения.
  2. Статусные – желания принадлежать к определенной социальной группе или коллективу, пользоваться уважением и признанием, любить и быть любимым, иметь семью и друзей, общаться. Эти потребности определяют желаемое (необходимое) положение в обществе.
  3. Личностные – желания в полной мере реализовать свои таланты, способности, возможности, познавать и исследовать окружающий мир, добиваться поставленных целей, самовыражаться в творчестве. Эти потребности направлены на формирование человека, как цельной самодостаточной личности.
Материальные потребности являются первичными, а статусные и личностные – вторичными.

Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности их удовлетворения. Конечно, чаще всего, неудовлетворенные базовые потребности имеют более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности, по которой можно было бы определить с какой доли удовлетворенности первичной потребности, у человека начинают возникать вторичные потребности. А, во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом. И в истории, и в окружающей нас действительности мы можем часто наблюдать обратные явления. Таких фактов предостаточно.Оглядевшись вокруг и покопавшись в своей памяти, можно легко привести с десяток таких примеров.

Все в этом мире переплетается. Поэтому, совершенно разные потребности могут быть удовлетворены в той или иной степени с помощью достижения всего одной общей для всех цели. В этом случае в каждый конкретный момент (процессов формирования мотивов) какой-то один мотив будет доминирующим, а остальные будут лишь его усиливать. Но следующий момент, все может изменится, и на главную роль может выйти другой мотив. Это может зависеть и от степени неудовлетворенности тех или иных потребностей, и от сомнений в правильности выбора цели и другое.

У человека одномоментно может быть несколько совершенно разных потребностей. К тому же, потребности не являются величиной постоянной. Они меняются, одни усиливаются, другие ослабляются. Некоторые затихают на время, чтоб потом с новой силой напомнить о себе. Некоторые вытесняются другими более сильными потребностями и не обязательно с такой же природой происхождения. Поэтому и мотивы, которые направляют действия человека могут меняться, а, следовательно, приводить к другим, порой неожиданным, действиям. Наверное, это и есть человеческий фактор?

Создать классификацию видов мотиваций по аналогии с потребностями сложно, если вообще возможно. Эта классификация может быть весьма условной. Дело в том, что к одному и тому же действию могут привести совершенно разные мотивы.

Например:
  1. Вы испытываете чувство голода. Вас это беспокоит. Для вас это важно. Вы включаете механизм поиска возможных решений. Выбираете на ваш взгляд оптимальное. Находите пищу. Едите.
  2. Вы не голодны идете по улице. До вас доносится приятный аромат. Из памяти всплывают приятные картинки, связанные с этим запахом. В вас пробуждается желание повторить те приятные ощущения, которые вы уже испытывали. Возбуждается аппетит, но связанный не с чувством голода, а с желанием получить удовольствие от самого процесса. Дальше вы знаете, в итоге – вы едите.
  3. Вас пригласили друзья пообщаться, весело провести время в кафе или баре. Вы сыты, но все заказывают – и вы тоже, за компанию, чтоб никого не обидеть. В процессе общения от запахов, видов пищи, хорошего настроения и прочее в вас просыпается аппетит, или вы просто подражаете своим друзьям не заметно для себя. В итоге, вы едите.
  4. Вы пригласили вашу даму в самый дорогой престижный ресторан. Вас подтолкнуло к этому решению не чувство голода, а, например, желание укрепить или на время улучшить свой социальный статус. Возможно, вы желали произвести впечатление на даму, или похвастаться перед окружающими, почувствовать себя богатым, «пустить пыль в глаза». В итоге, вы едите.
Совершенно разные мотивы привели к одному и тому же действию. Если бы у меня была бы цель «заставить» вас принять пищу, то я бы ее добился одним из перечисленных выше способом или каким-то другим, в зависимости от преобладающей в вас потребности.

Очевидно, что монистический подход в применении к мотивации не применим. Мотивация может стимулировать сразу несколько мотивов. И не обязательно, что некоторые из них не войдут в противоречие между собой, ослабляя друг друга. При создании системы мотивации такие вещи необходимо учитывать.

Понимание природы потребностей и их взаимосвязи нужно для определения видов мотивации, которые необходимо применять в тех или иных случаях.

С точки зрения управления, мотивация должна быть направлена, с одной стороны, на быстрое устранение нежелательных мотивов поведения человека, а с другой – стимулировать те мотивы, которые способствуют достижению цели управления.
 
 
 
© 2018 САМ  Все права защищены