Эффективное управление
 
+7 903 222 5799
 
О ПРОЕКТЕ
УПРАВЛЕНИЕ
УСЛУГИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
+7 903 222 5799

Содержание

V. Мотивация

5.2. Мотив и мотивация

Мотив и мотивация тесно связаны с таким понятием, как «потребнось».
Потребность – это, с одной стороны, то без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой – то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание).
Классификация потребностей, предлагаемая отечественными психологами:
  • Материальные – потребность в пище, одежде, жилье;
  • Духовные – потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях;
  • Социальные – потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми.
«Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека… Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления».

Ниже приведены некоторые виды мотивации.

Моральное поощрение, порицание, наказание.
«Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в основном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления». Но единого мнения нет. Наиболее вероятно, что слабые поощрение и порицание увеличивают «повторение желательной реакции", а сильные приводят «к ослаблению волевого усилия».
«Порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно, а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия».
«Публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение. Что же касается выговора наедине, то больше половины людей реагируют на него позитивно».
«Отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей».
Как положительная, так и отрицательная оценка должна быть направлена не на личность, а на действия.

Материальное поощрение (вознаграждение).
«В начале XX века роль денежного вознаграждения признавалась ведущей в стимуляции работающего, в связи с чем возникла концепция «экономического человека». Другие мотиваторы, усиливающие трудовую деятельность, либо вообще не признавались, либо их влияние считалось незначительным».
«В то же время людей, демонстрирующих фанатичное стремление зарабатывать деньги, немного».
«Неслучайно исследования психологов уже в начале 20-х годов XX века показали, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека».

Соревнование, как стимулирующий фактор.
«С давних пор соревнование широко применялось в педагогике для увеличения силы мотива учения… Даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека. Это явление получило название «эффект соперничества».
«Роль соревнования в повышении силы мотива наиболее отчетливо проявляется в спорте, и неслучайно основные факты, подтверждающие это, получены при изучении психологами именно данной сферы деятельности человека».
«Однако стимулирование деятельности через соревнование – дело психологически тонкое, не терпящее шаблона, требующее учета многих обстоятельств».

Влияние успеха и неудачи.
«Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, то есть к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней… В другом случае… у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств».
«Однако и регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: к роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов «звездной болезни» и приводит к снижению силы мотива – зачем стараться, если и так все получается».
 
 
© 2018 САМ  Все права защищены