«Теория потребностей А. Маслоу».
А. Маслоу считал, что мотивация основана стремлении человека к удовлетворению своих потребностей. Он выделил пять основных потребностей и расположил их в следующей иерархии, от базовых к высшим:
- Физиологические потребности, например, утоление голода и жажды;
- Потребность в безопасности, например, потребность в жилье, тепле, в порядке;
- Потребность в принадлежности и любви, например, потребность иметь семью, быть членом социальной группы;
- Потребность в признании, например, потребность в статусе, самоуважении;
- Потребность самоактуализации, например, потребность в личном росте и развитии.
По Маслоу люди удовлетворяют свои потребности поочередно от базовых к высшим. То есть переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня происходит только после того, как будут удовлетворены все потребности более низкого уровня: «человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он не удовлетворен в отношении их обеих».
«Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда».
Д. МакКлелланд считал, что у работника есть всего три потребности высшего уровня, которые он приобретает благодаря учебе, опыту, жизненным обстоятельствам: достижения, соучастия, власти.
Потребность достижения – это стремление человека благодаря своим действиям получить фактический желаемый результат наиболее эффективным способом.
Потребность соучастия проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, оказанию помощи, общению.
Потребность власти выражается в стремлении человека контролировать окружающие его ресурсы, процессы, воздействовать на других людей, брать на себя ответственность.
Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.
«Двухфакторная теория Фредерика Герцберга».
Герцберг на основании опросов инженеров и конторских служащих сделал вывод, что на удовлетворенность или неудовлетворенность работой влияют два фактора: «гигиенический» и «мотивационный».
Согласно Герцбергу, отсутствие или недостаточность гигиенических факторов впрямую влияет на неудовлетворенность работой. Но достаточность гигиенических факторов не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Существуют и другие теории мотивации на любой вкус, например, теория справедливости, или теория целеполагания, или модель Портера-Лоулера, и другие. В общем, кому что больше нравится.
К сожалению, нет универсального метода мотивации, который бы устроил всех. Более того, есть расхождения и по определению основных терминов. Специалисты по мотивации не могут прийти к единому мнению не только по определению термина «мотивация», но и по таким важным понятиям, как «мотив», «побуждение», «нужда», «потребность» и прочее.
Это только некоторые теории, которые пытаются дать объяснение поведению человека в разных ситуациях, и направлены на поиск решений, побуждающих к действию. Но все эти теории слабые, применимы только для отдельных частных случаев.