III. Современные методы управления и отдельные инструменты
3.8. «Русская» теория управления
Организационно-технический подход.
Наиболее известным сторонником организационно-технического направления был основатель Центрального института труда (ЦИТ) в Москве А. К. Гастев, создавший собственную научную школу. В нее также входили Е. Ф. Розмирович, Э. К. Дрезен, Л. А. Вызов, М. П. Рудаков, В. В. Бабин-Корень, Н. А. Бернштейн, А. П. Бружес, М. Р. Журавлёв, А. Ф. Журавский, Ф. А. Кутейщиков, Н. Д. Левитов, Д. Н. Хлебников и другие. Основные положения этого направления были сформулированы, как правило, учеными-инженерами, имевшими представление о реальном производстве, поэтому носили более практический характер и были аналогичны классическим системам Ф. У. Тейлора, Г. Форда, Г. Гантта и другие.
Алексей Капитонович Гастев (1882–1939) – экономист, социолог, активный деятель революционного и рабочего движения в России, с 1921 по 1938 г. возглавлял ЦИТ. Основная заслуга А. К. Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии (социального инженеризма), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.
Заметное влияние на управленческую мысль того времени оказали работы по организации труда А. К. Гастева, в основе которых лежала идея упорядочения труда каждого члена коллектива – от руководителя до рядового исполнителя. А. К. Гастев выявил ряд функций, общих для любого работника: расчет, установка, обработка, контроль, учет и анализ. Призыв А. К. Гастева строить свою работу так, чтобы она была не только источником радости, наполненности, но и постоянной жизненной школой, обогащает современные представления об искусстве управления личностью. Разве не полезны для самовоспитания такие советы А. К. Гастева: «Работа приступами, сгоряча, портит и работу, и твой характер. Если работа не идет – не волноваться: надо сделать перерыв, успокоиться и – снова за работу. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться, лучше потерпи. В случае полной неудачи легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу».
Одной из основных задач ЦИТа явилась разработка методов рационального обучения станочников-универсалов высокой квалификации и инструкторов. Серьезность этой задачи было обусловлена тем, что необходимость быстрого восстановления промышленности после Гражданской войны и разрухи определяла необходимость подготовки кадров в больших количествах.
Методика ЦИТа позволяла за три-шесть месяцев подготовить высококвалифицированного рабочего, тогда как в школах фабрично-заводского ученичества для этого требовалось три-четыре года. ЦИТ получил задание подготовить своими методами в течение года 10 000 рабочих. Стоимость их подготовки была определена в 1,2 млн. руб. Подготовка такого же количества рабочих в школах ФЗУ обошлась бы в 24 млн. руб.
Для успешной подготовки кадров в ЦИТе был создан учебный отдел, задачей которого ставилась разработка методики подготовки работников физического и умственного труда. Во второй половине 1922 г. при учебном отделе ЦИТа был создан факультет администраторов. При этом ставилась задача, наряду с передачей специальных знаний, воспитывать у будущих администраторов волевые качества. Эта часть программы, однако, была недостаточно ясной: говорилось о необходимости развивать у слушателей восприятие пространственных отношений, глазомер и тому подобное.
Под руководством А. К. Гастева на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ.
В отличие от представителей общеорганизационных и психофизиологических подходов, А. К. Гастев положительно относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, считая, что успешное развитие отечественной организационно-управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в развитых странах. А. К. Гастев, так же как Ф. У. Тейлор и Г. Форд, выдвигал идею о необходимости предварительного расчета и подготовки всех факторов производства во времени и в пространстве для максимального ускорения и уплотнения производственных процессов. Однако при этом для его концепции характерна идея «социализации трудового процесса», решающей роли человеческого фактора. Впервые в мировой организационно-управленческой литературе он обосновал решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.
Для западных систем НОТ в 1920-е гг. конечной целью было установление неизменного стандарта операции, применяемого, но необязательно понимаемого работником. По мнению А. К. Гастева, точнее говорить не об априорной норме и социальной консервативности рабочего ко всему новому, а о создании необходимой психологической и общебиологической приспособленности к постоянному совершенствованию операции. Методика ЦИТа предусматривала возможность проявления свободы личной инициативы по изменению заданной нормы или стандарта. Она рассматривалась авторами как своеобразная «прививка определенной организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства» и получила название «трудовой установки».
В отличие от Ф. У. Тейлора и Г. Форда, сосредоточивших внимание преимущественно на вопросах организации работы всего цеха и предприятия, А. К. Гастев основное внимание уделял отдельному рабочему месту. Схема исследования выглядела следующим образом: от микроанализа движений и операций, осуществляемых работником на рабочем месте, – к макроанализу предприятия в целом. Такая схема получила название методологии «узкой базы», и суть ее заключалась в том, что всю работу по научной организации труда и управления следует начинать с упорядочения труда отдельного человека, кем бы он ни был – исполнителем или руководителем.