Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, сокр. KPI) – численные показатели отдельных видов деятельности сотрудников и подразделений компании для оценки текущего состояния контролируемых процессов.
KPI появилось в 90-ые годы прошлого века, как модный тренд выше упомянутого метода – «управление по целям», от которого многие западные компании начали отказываться еще в 80-ые годы, когда мы о таком даже и не слышали.
Немного истории.
Ключевые показатели эффективности возникли в 90-ые годы прошлого столетия, как новое воплощение метода «управление по целям», о котором писалось выше. Этот метод управления был предложен Питером Друкером, после того, как он изучил успешную реализацию планов первых пятилеток в СССР.
В отличие от методов управления в СССР, «управление по целям» Друкера предполагает разбиение основной цели на много маленьких подцелей, достижение которых и должно привести к основной. Но, если бы в СССР придерживались этой концепции, то, скорее всего, ничего бы не построили. Смысл всех этих достижений и был в том, что все вместе решали одну единственную цель любыми путями. Цель одна, а задачи для разных служб разные. Но так как все подчинено одной цели, то возникающие проблемы или изменения в проекте со стороны одной службы не приводили к срыву всего проекта, а лишь вносили изменения в проект со стороны других служб, как это и было, например, при строительстве метро в Москве.
Ключевые показатели эффективности – это еще более мелкое дробление целей вплоть до конкретного исполнителя и оценки его эффективности на основании этих показателей. И, как и во всем, в KPI есть свои плюсы и минусы.
Типичный пример бездумного применения KPI – так называемая «палочная система» в МВД, об «эффективности» которой не говорит только ленивый. А ведь хотели, наверное, как лучше.
Коротко о сути KPI – это набор данных, основная задача которых заключается в том, чтобы оценить эффективность компании в целом и по отдельным направлениям деятельности работу ее служб, отделов, подразделений и каждого работника в отдельности, а также через эти данные мотивировать персонал на лучшую работу. Очень благородная и понятная цель. Но достижима ли она такими методами? Попытаемся разобраться.
Для того, чтобы оценить работу компании существуют различные виды отчетов, которые в большинстве своем сводятся к сбору данных по финансам. Финансовые отчеты – главные документы, по которым руководители, акционеры, инвесторы делают выводы о состоянии компании. Но эти отчеты имеют ряд недостатков.
Во-первых, и возможно в главных, отчеты фиксируют прошлое состояние, в предыдущем отчетном периоде. И понять, насколько текущее положение компании соответствует предыдущим отчетам невозможно.
Во-вторых, не менее главное и, в принципе, вытекающее из первого, финансовое состояние не отражает истинного текущего состояния всех внутренних процессов компании и, возможных, внешних изменений. Все системы имеют инертность, поэтому последствия каких-то негативных явлений, происходящих сейчас в сферах не имеющих прямого отношения к финансам, могут отразится в финансовых отчетах даже не текущего, а следующих отчетных периодов, когда что-либо изменить будет сложно, а может быть уже и невозможно.
В-третьих, основываясь только на финансовых данных нельзя оценить возможное дальнейшее развитие компании на сколько-нибудь длительный период. Системы развиваются ступенчато, скачка́ми. Происходит постепенное накопление количества, которое при достижения критической массы (в точке бифуркации) резко переходит в качество, полностью меняя состояние системы. Причем, скачок может быть, как на новую ступень развития компании, так и «в пропасть». Если количество не накапливается, то следует длительный период стагнации с постепенным угасанием и накоплением «негативного» количества, далее агония и конец, или «неожиданный» всплеск и переход вверх на новую ступень. В любом случае, происходят быстрые изменения – скачки́. Для контроля над этим накоплением количества, и возможного управления как этим накоплением, так и дальнейшим скачком, нужна информация совершенно отличная от чисто финансовой.
И так далее.