ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
 

Выпуск № 58. Кто должен управлять производством? (окончание)


Начальник не управляет процессами. Он управляет подчиненными.

Руководитель (мастер, начальник участка, начальник цеха, директор по производству и так далее) – это человек, который должен обладать, прежде всего, психотипом администратора. Он имеет дела с людьми. Его основная задача, не делать все самому, а организовать работу так, чтобы все делали другие люди – подчиненные и, если нужно, то и заставить.

Администратор управляет людьми, всегда людьми, только людьми.

Конечно, он может кому-то помочь, кого-то подменить, особенно на низовом уровне управления. Он может выполнять другие функции, не связанные с управлением – этакий «играющий тренер». Все зависит от должности, уровня организации управления на конкретном предприятии, технологическими особенностями производства. Он может и должен знать технологию на уровне среднего технолога – без деталей, и разбираться в некоторых режимах оборудования. Во всяком случае, дополнительные знания никогда не бываю лишними. Он даже может уметь работать на этом оборудовании и быть способным обучить вновь принятого работника основным навыкам или тонкостям мастерства. На уровне мастера это очень неплохое качество. Но все вышеперечисленное, это только дополнительные полезные навыки, которыми может обладать администратор. Его главная профессиональная черта – это умение управлять людьми. Без этих навыков и психологической готовности брать на себя ответственность никакой опыт практической работы на станках, никакие знания деталей всех технологических процессов не помогут руководителю сплотить вокруг себя команду единомышленников, увлеченных одной идеей, и повести за собой весь коллектив предприятия, подчинив желания и задачи каждого общей единой цели предприятия.

Потенциальных «администраторов», способных влиять на людей, добиваться от них нужного результата, повести за собой, не так уж и много. Это сложно. Даже те, кто могут, не всегда желают управлять, особенно те, кто понимают всю ответственность этого вида деятельности. Они предпочитают отработать свое положенное время на станке, за столом, за стойкой и …все. Чтобы до завтрашнего утра голова никакими «рабочими глупостями» не забивалась.

Поэтому, проще готового администратора обучить основным технологическим процессам, чем заставлять хорошего технолога управлять людьми. У хорошего – это точно не получится. А предприятие и технолога лишится, и начальника не приобретет.

Технология управления производственным предприятием одинакова для любого предприятия. Повторяю, для любого. Если, конечно, это технология, а не «рукой вождение» по затыканию постоянно возникающих дыр (собственно, такое «управление» эти дыры и плодит). На любом производственном предприятии есть оборудование, инструменты, сырье и материалы, технологии, работники. Все производственные предприятия работают по одной единственной схеме: работник с помощью оборудования и соответствующих инструментов, вооруженный технологией, и обладающий необходимыми навыками, превращает исходное сырье и материалы в готовую продукцию. И никак иначе.

Это еще К. Маркс описал.

Что такое производство? Это, прежде всего, персонал, кадры, то есть люди, обладающие необходимыми навыками и опытом. И это средства производства – совокупность средств труда и предметов труда. Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда для превращения его в нужный товар, в конечном счете. Средства труда включают: оборудование, инструменты, здания, транспорт и так далее. Производственная технология – это тоже средства труда. Предметы труда – это то на что воздействуют средства труда: природные вещества, которых еще не касалась рука человека и переработанные материалы, которые еще не превратились в конечный потребительский товар, то есть сырье, предназначенное для дальнейшей обработки. Инновации, которых еще нет, но над которым уже работают и новые технологии – они тоже здесь. Кадры и средства производства образуют производственные силы. И, наконец, взаимодействие людей в процессе производства называется производственным отношениями.

Все, что относится к средствам производства – это для специалистов. И здесь на каждом производстве есть своя специфика, свои технологии, свое оборудование, свои материалы. Порой, даже предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, имеют разный набор перечисленных «ингредиентов», что уж говорить про совершенно разные виды товаров или услуг. Средства производства на разных предприятиях отличаются. Здесь без узких специалистов не разобраться. И они должны быть. И должны хорошо разбираться в специфических вопросах вообще, и в особенностях именно данного предприятия, в частности. Это касается и всех видов учетов, и технологий, и документооборота, и продаж, и сервисного обслуживания и прочее.

Все, что называется производственными отношениями – это область администраторов. Именно они должны обладать необходимыми знаниями и опытом, чтобы построить такую систему взаимоотношений внутри предприятия, чтобы сплотив весь персонал предприятия в дружный коллектив и подчинив единым задачам, превратить его в эффективный «инструмент» для достижения целей предприятия, и взять на себя ответственность за результат.

Но если средства производства могут быть разными на разных производствах, то люди всегда и везде люди. И у медсестры из поликлиники, и у рабочего оборонки, и у бухгалтера нефтяной корпорации всегда одни и те же проблемы и на работе, и дома: маленькая зарплата, начальник-идиот, бестолковые коллеги (или наоборот) и так далее. Люди везде и во все времена одинаковые.

С точки зрения управления на любом предприятии существует всего две нерешенных проблемы: людям не объяснили, что они должны делать, и с них не спрашивают, что они делают. И задача руководителя постоянно разъяснять работникам предприятия, что они должны ежедневно делать, какие задачи решать и почему это так важно для предприятия. Обеспечивать им все условия для комфортного выполнения ими их обязанностей, включая ликвидацию любых барьеров, мешающих работе. И постоянно контролировать правильность понимания и выполнения ими возложенных на них функций.

Успешный руководитель должен быть, прежде всего, признанным лидером. Подчиненные должны знать, что он всегда поможет, защитит, одобрит. Они, как специалисты и профессионалы в своих узких областях, способны решать подавляющий объем проблем самостоятельно, без лишних указаний, если будут уверенны, что руководитель их поддержит и разделит с ними ответственность. Задача руководителя – решать проблемы подчиненных и создавать условия для беспрепятственного и комфортного выполнения ими своих обязанностей в полном объеме.

И, наконец, хороший руководитель – это всегда харизматичная личность. То есть он обладает качествами, признаваемыми большинством людей необычными, особыми, специфическими, благодаря которым он (руководитель) способен оказывать эффективное влияние на людей.

Определение харизмы, данное немецким социологом М. Вебером: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается, как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».

Здесь важно «не перегнуть палку», и не путать харизму, с психической неуравновешенностью, излишней эксцентричностью, самодурством. Такие качества руководителя могут, скорее, разъединить коллектив, чем сплотить его для решения общих задач. И оттолкнуть от предприятия хороших специалистов, не готовых к постоянным стрессам и встряскам.

Руководитель – это властитель человеческих умов.


На сайте информация появляется раньше. И это не случайно.
RSS лента.

РАССЫЛКА




подписаться на рассылку:

 
Mail.Ru
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ