Логотип сайта www.MosResult.ru ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
+7 (903) 222 5799  Главная   Предложение   Технология   Статьи   Инвесторам   Контакты 
 

Выпуск № 48. Все проблемы – в управлении.

Чем больше общаюсь с руководителями производственных компаний, тем больше убеждаюсь, что мало кого в России интересуют реальные результаты деятельности их компаний. Как не удивительно, но это так.

Что касается крупных компаний и государственных и полугосударственных корпораций, то здесь все понятно, каждый руководитель, особенно топ-менеджер, преследует свои личные интересы, или той команды, которая его туда поставила.

В средних компаниях с несколькими участниками часто наблюдается конфликт интересов, когда «своя маленькая рубашка» участника (или всех участников) «ближе к собственному телу», чем большая дорогая общая «шуба» компании. И это тоже объяснимо.

Но и на предприятиях с одним единственным участником очень редко можно встретить собственника, действительно заинтересованного в реальном повышении эффективности собственного бизнеса. Абсурд? Я тоже так думал. Но…

В первую очередь это касается предприятий, возникших в 90-ых годах прошлого столетия и в начале 0-вых нынешнего. Об управлении тогда знали мало, систематизировать его даже не пытались, да и не зачем было, все и так само либо «работало», либо разорялось. А слово «менеджер» относилось к рядовому клерку заштатного отдела. Но и во многих, недавно организованных компаниях, в эпоху, казалось бы, информационного управленческого бума, все те же тенденции непонимания значения системы управления в генерировании прибыли их компаний. А главное, собственники и руководители компаний до сих пор не верят, что все проблемы их компаний в управлении. Не в отсутствии продаж, «объективно» высокой себестоимости их продукции, кознях конкурентов. Все это следствия. Причина: неспособность адаптировать внутреннюю организационную структуру предприятия к постоянно меняющейся внешней среде. Причина всегда внутри.

Но люди не любят перемен. Нет, не так. Все люди не любят перемен. Никаких перемен. Лучше известное зло, чем неизвестное «добро» (а добро ли?).

Конечно, если придет волшебник и по мановению волшебной палочки без лишних сложностей и, что самое главное(!), ничего не меняя по существу, сделает так, чтобы доходы компании выросли, скажем, в два раза, а расходы, соответственно, сократились, то никто не будет возражать. Это и есть, по мнению многих руководителей, главный секрет правильного управления: ничего не меняя, получить максимальный результат.

А вот если для получения того же результата требуется приложить сколько-нибудь серьезные усилия и внести изменения в существующий, а правильнее будет сказать отсутствующий, порядок управления компанией, не говоря уже о структурной реорганизации компании, то это вызывает полное непонимание собственника. Он (собственник) абсолютно уверен, что у него в целом все организовано правильно и эффективно. Есть, конечно, некоторые недостатки, но это, практически, не влияет на результат. Поэтому существенное увеличение прибыли компании возможно только благодаря чуду, которое, как известно, не требует никаких усилий. И если предлагаемая система управления не дает мгновенного результата, и, к тому же, требует сколько-нибудь существенных изменений в компании, то она не эффективна, бесполезна, даже вредна.

При таком подходе собственник часто не хочет слышать ни о какой негативной информации, и фактически толкает своих сотрудников заниматься корректировкой данных, приписками и откровенной фальсификацией. Любые проблемы объявляются локальными с конкретными виновными и решаются путем частой смены отдельных руководителей, все больше разрушая существующий порядок, ввергая компанию в скрытый хаос, тем самым замыкая решения всех, даже самых незначительных вопросов, на себе. Это снимает полную ответственность со всех сотрудников. И уже никто не понимает, кто и что должен делать, и за что отвечать.

Понимание, что «подгнило что-то в Датском государстве» (Уильям Шекспир, «Гамлет, принц датский») приходит тогда, когда компания уже является фактически банкротом и спасти ее может только самое настоящее чудо. Вот тогда собственники готовы на все, на любые преобразования, реконструкции, сокращения, объединения, но часто бывает уже поздно. Именно поэтому у нас «антикризисное управление» часто ассоциируется с последней стадией процедуры банкротства – конкурсным производством.

Предотвратить всегда лучше, чем исправлять. Но эта истина не доступна для понимания многих руководителей.

К чему я все это пишу, если это никому не нужно?
Несмотря на все вышесказанное, есть очень небольшая доля руководителей, которые хотят получить то, что никогда не имели и для этого готовы сделать то, что никогда не делали и даже в это не верили. Готовые, так сказать, рискнуть. Хотя риск минимальный, если вообще есть. Т.к. чаще всего любые последовательные, а главное, неотвратимые изменения всегда(!) приводят к улучшению. Любой, пусть даже несовершенный порядок, всегда лучше хаоса, для компании, конечно, которая имеет четкую цель своего существования и развития.
Именно для них и пишу.


Лето закончилось. Возобновляю рассылку. В ближайших выпусках постараюсь объяснить, что такое управление и как сделать его эффективным. А также попытаюсь рассказать о системном подходе, как я его понимаю.

Сергей Морозов

Технология управления предприятием

Рассылка

Следующая     Предыдущая
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ