Логотип сайта www.MosResult.ru ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
+7 (903) 222 5799  Главная   Предложение   Технология   Статьи   Инвесторам   Контакты 
 

Выпуск № 42. Производственное планирование.

Важным элементом эффективной технологии управления является планирование. Оно должно быть, как русская матрешка, вложенным: краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное (стратегическое планирование развития предприятия здесь не рассматривается, речь идет только о текущем операционном планировании).

Ниже предлагаются возможные сроки перечисленных уровней планирования для небольших предприятий:

Долгосрочное – на три месяца, для предприятий малого и среднего бизнеса этого, как правило, достаточно, для некоторых крупных производств с длинным производственным циклом долгосрочное планирование может быть и год, и более, но сейчас мы говорим о малых предприятиях.

Основная цель долгосрочного планирования – это определиться со своевременными поставками основного сырья и некоторых материалов. Многие российские поставщики уже требуют заказывать сырье за полтора-два месяца. Если речь идет об импорте, то сроки еще больше увеличиваются, в т.ч. и из-за непредсказуемости российской таможни. Поэтому лучше всего заранее знать количество и ассортимент основного сырья, чтобы своевременно его заказать, и вовремя доставить на склад предприятия.

Т.к. многие заказчики сами толком не знают, что им понадобиться на следующий месяц, не говоря уже по планы на три и более месяцев, то долгосрочный план можно сформировать, используя данные за прошлый год за аналогичный период, если ваша продукция подвержена сезонным колебаниям, и скорректировать его исходя из изменений в текущем квартале по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Не лишним будет получить данные отдела маркетинга (или коммерческого отдела) об их планах и прогнозах на следующий трехмесячный период, в любом случае, такие планы отдел продаж должен иметь всегда. Сейчас уже многие крупные предприятия проводят тендеры на год или полугодие. Поэтому, если ваше предприятие участвует и выигрывает подобные тендеры, то часть заказов на достаточно продолжительный период времени вам известна точно.

Среднесрочное – на месяц (30 дней). Ежемесячный производственный план – это основной документ планирования(!), т.к. долгосрочный план – это больше прогноз, а краткосрочный план – вовсе не план, а его пошаговая реализация. Обычно ежемесячный план привязан к календарному месяцу, но я не случайно в скобках написал “30 дней”. Это значит, что план должен быть продолжен и на следующий календарный месяц по мере прохождения текущего месяца. Т.е. отчет – по календарному месяцу, а планирование – на следующие 30 дней.

Цель среднесрочного планирования – гарантировать полную подготовку производства к указанному в плане сроку для выполнения заказа, включенного в план. Именно этот план определяет важные параметры надежности вашего предприятия с точки зрения клиентов – соблюдения согласованных сроков отгрузок, но не только это. На этот план ориентируются все службы предприятия: и снабженцы-логисты по срокам обеспечения производства необходимыми сырьем и материалами, и вспомогательные и подготовительные производства для своевременного изготовления оснастки и комплектующих изделий, и сервисная инженерная служба, определяя сроки проведения технического обслуживания оборудования, и финансовый отдел, уточняя графики поступления денежных средств в соответствии с отгрузками, и т.д.

Тщательная подготовка – залог успеха, это как у артистов: лучшая импровизация – хорошо отрепетированная домашняя заготовка. Большинство срывов, сбоев, авралов и других проблем на производстве возникают из-за неправильной подготовки работ, а точнее, практически полного отсутствия какой бы то ни было подготовки.

Краткосрочное – на одну-три следующие смены (рабочих дня) для предприятий с коротким производственным циклом, где в течение одной смены происходит несколько переналадок на разные заказы.

Главная цель краткосрочного плана – это создание на его основе технических заданий и технологических карт для всех участков и единиц оборудования, а также контроль над выполнением графика заказов. Краткосрочный план нужен для ежедневного (ежесменного) последовательного выполнения основного плана без простоев и авралов. Он задает ритмичность производства.

Повторюсь, указанные сроки оптимальны для предприятий малого и среднего бизнеса, а названия условные. Часто под долгосрочным планированием подразумевают что-то около пятилетки. Но мы говорим о других масштабах, поэтому я дал такие определения. Можно придумать другие названия, например: микро, мини, миди, но суть от этого не меняется.

Т.к. основным планом является среднесрочный, или, собственно, план, то остановлюсь более подробно именно на нем.

План формируется на основании поступающих заказов, и предварительная последовательность выполнения заказов определяется исходя из указанных в них сроков отгрузок готовой продукции. Поэтому, необходимо иметь журнал заказов, в котором каждому заказу присваивался бы порядковый номер, чтобы в дальнейшем легче было отслеживать все этапы выполнения этого заказа, и заносилась бы вся информация необходимая для выполнения данного заказа в т.ч. и срок его исполнения. Журнал заказов важен для формирования производственного плана, но главная его цель – это фиксирование всех поступающих заказов для исключения их потерь. По записям в данном журнале должно быть однозначно понятно что, когда и сколько нужно произвести.

После того, как план сформировался по отгрузкам, с ним начинают работать служба планирования, потом снабженцы и все с новыми сроками возвращается назад в коммерческий отдел. Я описываю все это последовательно, чтобы было понятно, как должен работать принцип вытягивания. На самом деле все происходит параллельно: в конец уже имеющегося утвержденного плана (или плана на следующий месяц) вписываются вновь поступающие заказы, производство и снабжение проверяют реальность сроков выполнения заказов и утверждают их или меняют на приемлемые, коммерческий отдел согласует новые сроки с заказчиками, после чего в плане появляется отметка о том, что заказ принят в производство и по нему можно работать всем службам.

В плане должны быть сроки готовности к выполнению заказа по каждой службе и специальные поля для отметок, в которых каждая служба они фиксируют степень готовности данного заказа. Это план является основой для планирования всех службе. Именно на его основе службы составляют свои планы с учетом своих технологических особенностей. Например, как управлять запасами, я уже описывал.

План – это не отлитый в бронзе монумент, он может и должен меняться. Изменения могут происходить не только из-за каких-то срывов внутри предприятия, но, иногда, такие изменения вносят и сами заказчики. В таких случаях нужно по возможности идти им на встречу. Поэтому текущий план корректируется по факту его исполнения. Для этого и нужны краткосрочные планы, которые, как мы выяснили, не планы, а, скорее, фиксирование факта выполнения заказов.

Все, в общем-то, достаточно просто. И совершенно не понятно, почему на многих малых предприятиях нет такого простого и эффективного планирования?

Наверное, руководители не всегда понимают важность планирования и то, что многие проблемы возникают из-за его отсутствия.

Сергей Морозов

Технология управления предприятием

Рассылка

Следующая     Предыдущая
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ