Логотип сайта www.MosResult.ru ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
+7 (903) 222 5799  Главная   Предложение   Технология   Статьи   Инвесторам   Контакты 
 

Выпуск № 32. Краткое резюме прошлогодней рассылки (окончание).

Любой руководитель, если он хороший руководитель, управляет людьми, только людьми, всегда людьми. Не процессами, не операциями, не технологиями, а персоналом, подчиненными, кадрами. Для успешного управления сотрудниками их необходимо мотивировать на нужную для руководителя деятельность, т.е. сформировать нужные мотивы. В основе мотивов всегда лежат потребности. Главная задача хорошего руководителя – это, выявив потребности подчиненного (его внутренние желания и нужды), объяснить ему, как через предлагаемые руководителем действия подчиненный сможет удовлетворить свои потребности. В этом и заключается суть мотивации.

Существует много различных теорий мотивации, но нет ни одной универсальной из них, которая бы в полной мере объясняла все причины, толкающие людей на те или иные действия и поступки.

В нашей стране в основном “эксплуатируются” материальные стимулы, имеющие быстрый, но, к сожалению, краткосрочный эффект. К тому же, материальное стимулирование имеет существенное ограничение, упирающееся в пороговый уровень внутренней самооценки подчиненного, после чего оно скорее вредит, чем мотивирует.

Более эффективна мотивация, в основе которой лежат статусные и личностные потребности (об этих потребностях будут отдельные выпуски), например, можно использовать забытые ныне соревнования или организовать игру.

Помните фильм “Джентльмены удачи”?
В начале фильма герой Леонова – заведующий детским садом “заставляет” детей завтракать с помощью нехитрой игры: “Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется. Мы совершим полет на космической ракете на Марс… Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно – ракета до обеда на Землю не вернется”.
Одно дело ежедневно выполнять тяжелую нудную работу, рассматривая ее только как источник средств к существованию, проклиная все на свете, и совершенно другое – выполнять туже работу, но уже с осознанием того, что это часть чего-то если не великого, от которого зависят “судьбы человечества”, то очень значительного для достаточно большого количества людей.
Взрослые – в душе большие дети, только более закрепощенные и озабоченные тем впечатлением, которое они производят на окружающих. Для раскрепощения работников, и усиления их интереса к работе можно превратить всю деятельность предприятия в большую азартную игру, как это в свое время сделала компания Motorola.
Люди очень азартны, и плох тот руководитель, который это не использует.

Очень важно для любого, даже небольшого, предприятия иметь и создавать свои правила, свои традиции – это повышает его статус в глазах работников, а, следовательно, и их собственный статус (тоже тема для отдельного выпуска). Часто, такие попытки ограничиваются придумкой миссии компании, что в наших условия совершено не работает.

Так же как и игры ведутся по заранее оговоренным правилам, так и любая деятельность на предприятии должна быть регламентирована. Этим целям служат технологии. Технология, если кратко, – это прописанная последовательность действий и операций для конкретного процесса. Цель технологии – добиться того, чтобы результат любого процесса был заранее известен, всегда постоянен и не зависел от того, кто этот процесс выполняет. Другими словами, технологии минимизируют человеческий фактор.

Но мало эти технологии иметь, необходимо добиться того, чтобы они всегда и однозначно выполнялись. И здесь без трудовой дисциплины не обойтись. Кстати, дисциплина – это тоже элемент технологии, т.к. базируется на обязательном выполнении работниками установленных правил поведения. Для успешного поддержания строгой дисциплины необходимо соблюдать всего два принципа: осознанность и обязательность. Поэтому нужно проводить постоянную разъяснительную работу среди работников, объясняя необходимость подобных ограничений. Лучшая дисциплина – осознанное самоограничение работника.

Ни строгая дисциплина, ни современные технологии, ни действенная мотивация, ни стабильное качество не возможны без высокой культуры производства (тема для отдельного выпуска). Культура производства – это совокупность материальных, организационных и духовных ценностей, которые и определяют уровень развития предприятия. Значение культуры в деятельности предприятия недооценено, а между тем, именно высокая культура на предприятии позволяет добиваться результатов быстро и эффективно. Именно производственная культура усиливает и цементирует все действия, направленные на совершенствование системы управления, делая их эффективными и необратимыми.

Не может быть никакого эффективного управления без учета. Учитывать нужно, по возможности, все и всегда. Вопрос только в разумности полноты информации для соответствующего уровня управления, и ее оперативности – всегда лучше предотвращать, чем исправлять. Подавать информацию лучше по пирамидальной схеме в три “клика”: основные показатели, обобщенные данные, детальное описание процессов. Тогда выполняется главный принцип учета: минимум оперативных данных достаточных для принятия управленческих решений.

Учет должен быть автоматизирован. Для этого лучше всего использовать специализированные программы адаптированные к особенностям предприятия. При этом нужно четко понимать, как именно работает учет на конкретном предприятии, чтобы корректно поставить задачу по адаптации. Иначе, подобная автоматизация будет бесполезной, а часто и просто вредной. Для небольших предприятий достаточно использовать Excel.

Закончу тем, с чего начал.
Что такое “эффективное управление предприятием” никто толком не знает – сколько экспертов, столько и мнений. Поэтому пока нет и универсальных методов управления – все известные уже продемонстрировали свою несостоятельность в те или иные периоды своего существования. Наверное, главный их недостаток – это, из-за отсутствия системного подхода, попытка через один показатель пытаться управлять всем предприятием, игнорируя “менее значимые”. Рано или поздно такой подход дает сбой. В предприятии, как в системе, нет ненужных или малозначимых элементов – все одинаково важны. Любая недосмотренная мелочь может привести к большим негативным последствиям.
Но в природе нет положительных или отрицательных оценок. Любые изменения – это в любом случае движение вперед. Поэтому, всегда есть обратная сторона медали – вовремя выполненное действие (в “точке бифуркации”) может, наоборот, перевести предприятие на новую качественную ступень развития.


Сергей Морозов

Технология управления предприятием

Рассылка

Следующая     Предыдущая
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ