Логотип сайта www.MosResult.ru ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
+7 (903) 222 5799  Главная   Предложение   Технология   Статьи   Инвесторам   Контакты 
 

Выпуск № 30. Простые очевидные решения.

Постоянно сталкиваюсь с легкомысленным отношением к управлению предприятием – менеджменту со стороны руководителей и собственников компаний. У нас в стране до сих пор не сформировался институт менеджмента. И очень сложно убедить некоторых руководителей, что управленец – это такая же профессия, как бухгалтер или технолог, и ей нужно учиться. С понятием “менеджмент”, и с основными задачами менеджмента предприятия можно ознакомиться здесь.

“Есть главный секрет успеха, с которым не может потерпеть неудачу ни один человек.
Его имя – простота, уменьшающая каждую проблему до самого простого”
Генри Детердинг

Я уже писал про простые решения. Чем сложнее задача, тем проще она решается. Правда, чаще всего это становится понятно, когда ответ найден.

Есть такая книга Роберта Р. Апдеграффа “Очевидный Адамс”, впервые изданная в начале прошлого века. Герой книги – рекламный агент Адамс, который благодаря своему умению всегда находить простые и очевидные решения в самых, казалось бы, сложных вопросах, добился признания и стал директором крупного рекламного агентства. Он старался рассмотреть проблему со всех точек сторон и даже изнутри, перевернуть все с ног на голову. Например, нужно было разработать рекламную компанию для фабрики по производству высокосортной писчей бумаги. Ознакомившись с технологией, Адамс узнал, что для производства бумаги используется только высококачественное сырье, чистейшая отфильтрованная вода, сушка осуществляется в почти стерильных помещениях, каждый лист просматривается и проверяется вручную. Поэтому, Адамс предложил простой ход – использовать это в рекламной компании. То, что такая же технология используется на всех фабриках по производству высокосортной бумаги, знают только производители, и тот, кто первым расскажет эти факты покупателям, будет иметь конкурентное преимущество, т.к. покупатели будут уверенны, что именно эта бумага отличается от остальных высоким качеством. Адамс не ошибся. Сейчас это очень распространенный рекламный ход (напомню, книга была написана почти сто лет назад).

Я часто бываю на разных предприятиях, наблюдаю, изучаю, общаюсь, делаю выводы. В основном, картина неутешительная. Но бывают настоящие находки. Иногда, можно встретить простые решения сложных задач. Например:

Предприятие полного цикла по производству мягкой тары: мешки, кули, контейнеры. Рукава, из которых шьют тару, ткут здесь же. Вопрос: как сделать сквозной контроль качества, чтобы на выходе по готовому мешку определить кто ткал рукав? Кто пытался организовать сквозной контроль на своем предприятии, тот знает, что это не так просто, как может показаться, а, часто, и вовсе трудно разрешимая проблема, но это отдельная тема. Директор придумал простое решение. Всем ткачихам присвоил номера. В однотонную основу ввел две цветных нити: количество петель между ними и есть номер ткачихи. Легко и не затратно.

Пример из собственной практики:

Производственное предприятие, работающее круглосуточно без праздников и выходных. Во время передачи смен теряется очень много времени – оборудование простаивает по полтора-два-три часа, а иногда и больше. Если до конца смены осталось меньше полутора часов, то работающая смена никогда не только не запускает новый заказ, но и толком не готовит его для следующей смены – пусть сами себе готовят. А потом еще вновь заступившая смена тоже не торопиться совершать трудовые подвиги – час раскачивается. В итоге: оборудование из каждых двенадцати часов смены простаивает больше двух. Все уговоры передавать смены при работающем оборудовании ни к чему не привели, всегда есть оправдание простоя во время пересменки – только что закончился заказ, готовлю новый, так получилось. Решение простое: запретить передачу смен при остановленном оборудование. Нарушение – серьезный штраф. И никаких оправданий: оборудование во время пересменки всегда должно “крутиться”, а переход на новый заказ должен осуществляться в другое рабочее время. Конечно, вначале этого нововведения рабочие должны были искусственно подгонять заказы, чтобы и в самом деле не попасть с новым заказом на пересменку и не быть оштрафованными. Но передача смены “на ходу”, даже на таком искусственно созданным, сразу увеличила производительность более чем на 12% за счет повышения общего ритма – рабочие без всяких раскачек сразу подхватывали высокий темп. Когда такая передача смен вошла в привычку, запрет был снят. Общий рост производительности составил более 25%.

Для того, чтобы подчиненные хорошо работали, руководитель должен следовать простому правилу: всегда выполнять данные обещания. Казалось бы, чего проще? Такое простое правило, которое улучшает отношения в коллективе, существенно увеличивает эффективность всех сотрудников, а редко кто из руководителей ему следует.
Еще пример:

Компания по оптовой торговле в достаточно жесткой конкурентной среде. Владельцы – супружеская чета. Они построили свой бизнес всего на одном простом постулате: клиент должен получить все, что он хочет здесь и сейчас. Они никогда не придерживались распространенного лозунга: “клиент всегда прав”. Скорее наоборот, обращались с клиентами не всегда корректно, а иногда и просто грубо, наверное, от недостатка воспитания. И цены у них были чуть выше, чем у конкурентов. Но у них всегда все было. Как говорится, “любой каприз за ваши деньги”. И многие клиенты, которые уходили от них в поиске более любезных поставщиков, через некоторое время вынуждены были возвращаться. Клиенту не надо ничего заранее заказывать, не нужно ждать, когда будет ближайшая поставка. Все, что может понадобиться любому клиенту, у них всегда есть на складе – приезжай и забирай, или могут доставить тут же. Конечно, они не держали годовые запасы продукции на своем складе, а просто изучили и рынок и клиентов, поэтому лучше их, порой, знали, что и когда им может понадобиться. Зная наших снабженцев, которые постоянно что-то забывают заказывать, или отсутствие элементарных планов и прогнозов на большинстве предприятий, такой подход был как нельзя кстати. В результате: проблем с реализацией они никогда не испытывали.
Кстати, прошу понять меня правильно, я ни в коем случае не оправдываю хамство в бизнесе ни с какой стороны. Если бы руководители вышеприведенной компании были бы повоспитаннее и более уважительно относили бы к своим клиентам, то, возможно, уже давно бы вышли на федеральный уровень, на порядки увеличив обороты своей компании.

К сожалению, такие слова, как “надежность”, “оперативность”, “пунктуальность” все больше остаются невостребованными в российском бизнесе, и полностью исключить их из нашего лексикона не дает приставка “не”, которая постоянно их преследует, ставшая их неотъемлемой частью.

Поговорив со снабженцами вы выясните, что в России почти нет надежных поставщиков. Все обязательно находят “объективные” причины постоянных срывов сроков поставок – неожиданно выпавший снег посредине зимы, или дождь летом, и т.д. Москвичи прикрылись пробками, и это позволяет им везде и всюду опаздывать. Эти “традиции” уже перенимают и в других больших городах. Но пробки в Москве – величина всегда постоянная, и ее можно заложить в распорядок дня, как обязательный утренний кофе или ежевечерний просмотр новостей.

Компания OBI вынуждена была создавать в России центральный склад, в котором аккумулируются все товары, и из которого они уже развозятся по гипермаркетам. Это связано с невозможность поставок напрямую от продавцов в магазины. В Европе у OBI нет общих складов – каждый магазин заказывает себе товары напрямую у поставщиков по мере их продажи. Поставка осуществляется в течение 24 часов. Срок же поставки в России составляет от 2-3 недель и до бесконечности, и дело здесь, как вы понимаете, не только и не столько в расстоянии – простая безалаберность и необязательность. Поэтому OBI вынужден иметь большой запас товаров на своем складе, куда поставляются товары от поставщиков. А магазины забирают необходимые им товары уже с этого склада.
Оперативность и надежность – вот главные причины успеха в бизнесе, особенно в России.

Российская компания, которая поставит во главу угла простой принцип: поставлять все и всегда вовремя и никогда не подводить заказчиков, будет иметь громадное конкурентное преимущество.

Надежность поставок в России – это не так сложно, как может показаться. Все можно учесть и спрогнозировать. И главное здесь – это четкая организация работы всех служб. Это, собственно то, чему и посвящена эта рассылка.


Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю, чтобы в Новом году Вам было чем управлять, и чтобы это управление было эффективным! Желаю счастья, здоровья, удачи!
До встречи в Новом году!


Сергей Морозов

Технология управления предприятием

Рассылка

Следующая     Предыдущая
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ