ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
СТАТЬИ

Управление производственными запасами на примере полиграфического предприятия

Характеристика полиграфического предприятия: производственное предприятие, назовем его – предприятие “А”, выпускает ролевую упаковку из материалов собственного изготовления (фольга кашированная, фольга ламинированная, бумага парафинированная, композитные материалы, ламинаты) с нанесением флексографской печати и без печати в основном для предприятий кондитерской промышленности.

Используемые в производстве сырье и материалы имеют различные уровни объемно-стоимостной активности, сроки и объемы заказов и поставок, взаимозаменяемость, сроки хранения и прочие производственно-экономические характеристики. Поэтому для управления запасами лучше использовать метод ABC.

Метод АВС (или "анализ ABC"), основная идея которого состоит в оценке каждого вида материалов с точки зрения его значимости, т.е. степени важности использования материалов за конкретный период времени. Суть его заключается в том, что все виды материальных ресурсов, потребляемых предприятиями, распределяются на группы А, В и С в зависимости от роли в производственном процессе и значения затрат, связанных с их приобретением и потреблением. В группу А могут войти материалы с высокой значимостью с точки зрения технологического состава, а также являющиеся наиболее дефицитными и дорогостоящими, то есть с высоким уровнем объемно-стоимостной активности – данные материалы составляют основную сумму оттока оборотных средств при формировании запасов в условиях конкретных производств. Материалы группы В относятся к второстепенным, они менее дорогостоящие, чем материалы группы А, но превосходят их по количеству наименований и имеют средний уровень активности. В группу С входят относительно маловажные материалы (наименее дорогостоящие и наиболее многочисленные) – с самым низким уровнем объемно-стоимостной активности. Группа A, как "наиболее активная", подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше внимания, а группа С обслуживается "наименее активно".

Ключ к наилучшему управлению запасами часто состоит именно в том, чтобы меньше контролировать маловажные материалы и сосредоточить все внимание на наиболее значимых. Когда тратится меньше времени на контроль над дешевыми материалами, то будет возможно больше времени уделить тому участку, который – действительно компенсирует производимые затраты.

Все материалы разбиты на три группы:

Группа A – запечатываемые материалы и сырье для их изготовления: бумага, фольга гладкая, пленки полимерные. Данная группа является наиболее важной, так как составляет около 70% стоимости всех производственных запасов.

Группа B – дополнительные материалы, используемые как для изготовления самих материалов – клея, воски, парафин, блескообразующие добавки, так и для нанесения печати – краски, праймеры, растворители, связующие. Данная группа имеет значительно большую номенклатуру чем группа A, и составляет около 25% стоимости всех производственных запасов.

Группа C – второстепенные материалы и быстроизнашивающиеся предметы – составляют около 5% стоимости запасов.

Остановимся более подробно на системах управления каждой группой материалов.

  1. Группа A

  2. Одной из главной особенностью поставок материалов данной группы – достаточно большой срок выполнения заказов, то есть период от момента размещения заказа у поставщика до получения материала на склад, – от полутора до трех месяцев (в среднем около двух). Если к этому добавить сроки изготовления готовой продукции из данных исходных материалов, обусловленные графиком производства и цепочкой технологических процессов, то срок с момента заказа сырья до поставки готовой продукции заказчику увеличивается до двух с половиной – трех месяцев. Подавляющее большинство российских кондитерских фабрик не могут спланировать свой сбыт более чем на месяц вперед, поэтому в условиях жесткой конкуренции среди производителей упаковки они ограничивают максимальный срок выполнения их заказов двумя – тремя неделями. Для успешной работы на рынке упаковки полиграфические предприятия вынуждены идти на создание больших запасов сырья и материалов. Издержки и риски увеличиваются в связи с отсутствием единых стандартов на этикетку, что приводит к существенному увеличению ассортиментного ряда упаковки для разных заказчиков. Ситуация усугубляется сезонностью, которая влияет как на объемы заказов, так и на их ассортимент.

    Для разрешения всех этих противоречий на предприятии "А" используется метод прогнозирования сбыта с учетом:

    • опыта прошлых лет в аналогичный сезонный период
    • анализа структуры и объемов заказов в предшествующие месяцы
    • тенденций на рынке упаковки и в кондитерской промышленности

    Но метод прогнозирования сбыта носит вероятностный характер и может быть эффективен только в комплексе с другими решениями по управлению запасами.

    Например, для сокращения номенклатуры и форматов материалы унифицируются с тем, чтобы их можно было использовать для разных этикеток и для нескольких заказчиков с минимальными дополнительными издержками, которые возникают в связи с увеличением расхода материалов. Одно из главных условий – дополнительные издержки не должны превышать затраты на хранение. Это дает дополнительный экономический эффект от сокращения запасов, а следовательно высвобождения оборотных средств, сокращения складских площадей, уменьшения риска порчи материалов.

    Со всеми поставщиками предприятия "А" определены оптимальные объемы заказов (удобные, прежде всего, для поставщика), учитывающие как производственно-технологические и экономические требования к изготовлению заказов, так и транспортные издержки. Более того, у всех поставщиков есть промежуточные (торговые) склады, на которые и поступают данные заказы. Предприятие "А" оперативно выбирает заказанные материалы оптимальными для себя партиями в соответствии со своим производственным планом (по аналогии с системой Канбан). При такой системе поставщик производит и отгружает продукцию в удобное для себя время оптимальными объемами, а предприятие "А" сокращает свои запасы, не увеличивая риск срыва обязательств перед заказчиками. Данный метод работает и для заказчиков. Иногда предприятию "А" экономически более выгодно пойти на увеличение объемов изготовления отдельных видов товаров и, как следствие, сознательное увеличение запасов в виде готовой продукции, так как затраты связанные с переналадкой оборудования при малых тиражах и существенное увеличение технологических отходов на единицу упаковки превышают издержки по хранению.

    Контроль над материалами данной группы осуществляется ежедневно по трем направлениям тремя контролирующими структурами ступенчато.

    На самой нижней ступеньке контролируется непосредственно производство и склад с целью подтверждения наличия материалов для выполнения ближайших (недельных) производственных планов. Осуществляет контроль производственный отдел совместно с мастерами цехов и заведующего складом.

    На следующей ступеньке отделом логистики контролируются: наличие материалов на собственных складах, материалы, находящиеся в пути и на складах поставщиков, и их соответствие потребности исходя из двух-трехнедельных производственных планов и сроки их доставки на собственные склады.

    И, наконец, на самой верхней ступеньке стоит плановый отдел, который помимо контроля над выполнением месячного плана, планирует и прогнозирует совместно с коммерческим отделом заказы материалов на два-три месяца вперед.

  3. Группа B

  4. Большинство материалов данной группы универсальны, и используются при выполнении почти всех заказов. Поэтому для контроля над ними применяется комбинация двух методов: система периодического заказа и двухбункерная система.

    Система "минимум – максимум" (или "система периодического заказа") ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на их формирование настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в данной системе заказы проводятся только при условии, что запасы в этот момент времени оказались равными или меньше установленного минимального уровня. При этом размер заказа рассчитывается таким образом, чтобы запасы пополнялись до максимального уровня. Применение данной системы целесообразно в условиях, когда отсутствуют отклонения от запланированных параметров поставки. Она помогает контролировать остатки производственных запасов на конец месяца.

    Модель с постоянным размером заказа (или "двухбункерная система") предусматривает пополнение запаса каждый раз на одну и ту же фиксированную величину, причем заказ на нее производится в момент, когда наличие запаса на складе снижается до определенного заданного уровня. Запас условно разделен на два бункера. Из первого бункера запас расходуется для удовлетворения потребностей в течение периода между последней поставкой и моментом заказа. Из второго бункера запас расходуется от момента заказа до момента очередной поставки, т.е. за время выполнения заказа, которое является постоянной величиной. Запас второго бункера должен быть достаточным для удовлетворения спроса за время выполнения заказа и может включать (в случае необходимости) страховой запас.

    По каждой позиции определен оптимальный объем запасов и все материалы поделены пополам и на складе физически разделены по двум "бункерам" специальными метками. Как только заканчивается данная позиция в первом "бункере" и начинается расходование материалов из второго – это сигнал к тому, что необходимо заказывать данный материал. Позиций в данной группе достаточно много и экономически целесообразно завозить не каждую позицию в отдельности, а сразу несколько оптимальными с точки зрения расходов транспортировки партиями. Поэтому для формирования таких партий периодически, как правило, раз в неделю или раньше при наличии материалов закончившихся в первых "бункерах", проверяется количество материалов в других первых "бункерах" с целью определения позиций, запасы которых подходят к концу. Из этих материалов и формируется оптимальный заказ.

  5. Группа C

  6. К данной группе относятся второстепенные и вспомогательные материалы, упаковочные материалы, запчасти и мелкие комплектующие. Они более универсальны и поэтому для управления материалами данной группы используются в основном система периодического заказа. Раз в месяц, как правило, в последний рабочий день месяца на складах проводится инвентаризация производственных запасов и все материалы группы C, количество которых меньше определенных величин, заказываются до соответствия установленным нормам.
Заключение

Предприятие для обеспечения своей производственной деятельности должно поддерживать определенный объем сырья и материалов на складах, запасов полуфабрикатов в процессе производства (незавершенное производство) и запасов готовой продукции.

Существует ряд преимуществ высокого уровня запасов:
  • запасы сырья позволяют предприятию сократить время на его закупки и получить тем самым дополнительные выгоды
  • запасы готовой продукции дают возможность гибко реагировать на изменение спроса
Вместе с тем наличие запасов требует затрат на их хранение.

Определение оптимального уровня запасов основывается на том, чтобы обеспечить минимизацию затрат предприятия, связанных с необходимостью хранения запасов и их обслуживания.

Поэтому в условиях рыночной экономики менеджер предприятия, руководство и сотрудники его служб снабжения и сбыта, плановой и финансовой служб должны стремиться к эффективному управлению движением материальных и финансовых ресурсов – управлению процессами снабжения и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Они должны своевременно предупреждать о наличии и появлении дефицитных позиций по товарно-материальным ценностям на предприятии, которые грозят нарушить бесперебойность организации процесса производства, выявлять излишние запасы материальных ресурсов с целью определения возможности их реализации. Наличие оптимальных запасов на предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля над потоками материальных и финансовых ресурсов, за состоянием и уровнем запасов позволяет рассматриваемому предприятию бесперебойно функционировать при малом объеме "замороженных" материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных средств, вложенных в эти запасы. Это позволит выявить излишние запасы, реализация которых даст возможность снизить издержки по содержанию самих запасов и соответственно повысить эффективность производства.
 
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2014   Москва   САМ