ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
СТАТЬИ

Потребности в основе мотивации

Основные понятия:

Потребность – это, с одной стороны, то без чего человек не может обойтись, в чем нуждается (дефицит), с другой, то, к чему стремится, чем хочет обладать (желание), или то, чего хочет избежать.

Мотив – это потребность с осознанной целью ее удовлетворения, побуждающая к действию. Другими словами, когда у нас есть потребность, и мы понимаем каким образом она может быть удовлетворена, и эта цель – удовлетворение данной потребности, имеет для нас ценность, и толкает нас на действия по достижению этой цели, тогда мы имеем мотив.

Или так:
  1. У нас есть нужда, или мы хотим чем-то обладать, т.е. имеем потребность.
  2. Мы знаем, или думаем, что знаем, каким образом мы можем удовлетворить эти потребности – имеем цель.
  3. Удовлетворение этих потребностей имеет для нас важное значение – ценность.
  4. Это толкает нас на действия по достижению данной цели – побуждение.
Все вместе это и будет мотивом.

Мотивация – динамический процесс формирования мотива (Ильин Е.П. "Мотивация и мотивы" Издательство: “Питер”, 2003, §4.1).

Мотивацию разделяют на внешнюю, т.е. стимулируемую внешними факторами – вознаграждение, наказание и пр., и внутреннюю. Но нужно понимать, что в основе мотива лежит потребность в том широком смысле, как мы ее определили выше, а потребность – это внутренний фактор. Поэтому, внешние обстоятельства могут стать мотивацией только тогда, когда станут значимыми для человека, т.е. превратятся во внутреннюю мотивацию. Т.о., если у человека нет внутренней потребности, или он ее не осознает, а вы не смогли эту потребность в нем сформировать, или “открыть человеку глаза” на наличие у него такой потребности и ценности ее удовлетворения для него, то никакими внешними мотивациями вы не заставите его совершать необходимые вам действия.

Мотив и мотивация тесно связаны с “потребностями”, т.к. в основе мотива всегда лежит потребность.

Потребности делятся на первичные или базовые (врожденные) и вторичные (приобретенные).

Предлагаемая классификация потребностей:

  1. Материальные – нужда в одежде, пище, крове, тепле и т.д. Это то, без чего человек не может нормально существовать, прежде всего, с физиологической и биологической точек зрения.
  2. Статусные – желания принадлежать к определенной социальной группе или коллективу, пользоваться уважением и признанием, любить и быть любимым, иметь семью и друзей, общаться. Эти потребности определяют желаемое (необходимое) положение в обществе.
  3. Личностные – желания в полной мере реализовать свои таланты, способности, возможности, познавать и исследовать окружающий мир, добиваться поставленных целей, самовыражаться в творчестве. Эти потребности направлены на формирование человека, как цельной самодостаточной личности.

Материальные потребности являются первичными, а статусные и личностные – вторичными.

Потребности не имеют жесткой иерархии и строго определенной последовательности их удовлетворения. Конечно, чаще всего, неудовлетворенные базовые потребности имеют более сильное влияние на мотивы поведения человека, чем неудовлетворенные вторичные. Но, во-первых, нет никакой закономерности, по которой можно было бы определить с какой доли удовлетворенности первичной потребности, у человека начинают возникать вторичные потребности. А, во-вторых, это утверждение не является непреложным правилом. И в истории и в окружающей нас действительности мы можем часто наблюдать обратные явления. Таких фактов предостаточно, я даже не буду их здесь упоминать. Вы сами, оглядевшись вокруг и покопавшись в своей памяти, сможете легко привести с десяток таких примеров.

Все в этом мире переплетается. Поэтому, совершенно разные потребности могут быть удовлетворены в той или иной степени с помощью достижения всего одной общей для всех цели. В этом случае в каждый конкретный момент (процессов формирования мотивов) какой-то один мотив будет доминирующим, а остальные будут лишь его усиливать. Но следующий момент, все может изменится, и на главную роль может выйти другой мотив. Это может зависеть и от степени неудовлетворенности тех или иных потребностей, и от сомнений в правильности выбора цели и др.

У человека одномоментно может быть несколько совершенно разных потребностей. К тому же, потребности не являются величиной постоянной. Они меняются, одни усиливаются, другие ослабляются. Некоторые затихают на время, чтоб потом с новой силой напомнить о себе. Некоторые вытесняются другими более сильными потребностями и не обязательно с такой же природой происхождения. Поэтому и мотивы, которые направляют действия человека могут меняться, а, следовательно, приводить к другим, порой неожиданным, действиям. Наверное, это и есть человеческий фактор?

Создать классификацию видов мотиваций по аналогии с потребностями сложно, если вообще возможно. Эта классификация может быть весьма условной. Дело в том, что к одному и тому же действию могут привести совершенно разные мотивы. Поэтому мотивация может стимулировать сразу несколько мотивов. И не обязательно, что некоторые из них не войдут в противоречие между собой, ослабляя друг друга.

Понимание природы потребностей и их взаимосвязи нужно для определения видов мотивации, которые необходимо применять в тех или иных случаях.

С точки зрения управления, мотивация должна быть направлена, с одной стороны, на быстрое устранение нежелательных мотивов поведения человека, а с другой – стимулировать те мотивы, которые способствуют достижению цели управления.
 
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ