ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ RSS RSS-лента
увеличение прибыли за счет эффективного управления собственным бизнесом +7 (903) 222 5799
  ГЛАВНАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТАТЬИ     ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
 
СТАТЬИ

Краткое описание теории управления

Любое предприятие, компания, организация – это система, поэтому для эффективного управления нельзя не учитывать это обстоятельство. Система – это сложное образование, в котором могут происходить, порой, непредсказуемые процессы. Но это только на первый взгляд. Система состоит из взаимосвязанных (о чем многие забывают) элементов, и обладает рядом полезных свойств, умелое использование которых позволяет добиваться существенных и быстрых результатов.

Например, мультипликативность, еще это свойство известно под названием “эффект бабочки”, которой обладают все сложные системы, приводит к тому, что даже небольшое воздействие в одном месте системы может привести к серьезным изменениям в другом месте или во всей системе в целом. Чаще всего, мультипликативность носит негативный характер, т.е. сбой в работе одного элемента может привести к параличу или даже разрушению всей системы. Часто, одно неосторожное обещание руководителя, непродуманный приказ или несправедливое наказание может разрушить всю систему мотивации, на выстраивание которой до этого был потрачен не один месяц. В системе нет лишних или ненужных элементов, все элементы одинаково важны.

Бывает так, особенно при получении важного заказа: проделана большая подготовительная работа, найдено подходящее сырье нужного качества и по сложной логистической схеме доставлено на склад, изготовлена сложная оснастка, проверены на несколько раз все важные узлы оборудования, подготовлены технологические карты. После долгих проблем и сомнений наконец-то удается все состыковать, и в приемлемые сроки. Но в последний момент, или даже уже во время запуска заказа в производство выясняется, что все срывается из-за отсутствия какого-то малозначительного материала, или детали, или запчасти которая была всегда или ее можно было купить “на каждом углу”, но не вечером в пятницу или в выходные или праздники.
В производстве, как в системе, нет мелочей, нет неважных элементов.

Суть принципа рычага состоит в том, что, т.к. все элементы взаимосвязаны, то воздействие на один элемент, может улучшить всю систему. На этом, в частности, основывается Теория ограничений систем Элии М. Голдратта (ТОС), которая предлагает управлять предприятием через управление самым слабым звеном цепи (элементом системы).

Качество – один из ключевых элементов любой системы-предприятия. Не зря на качестве базируются многие известные методы управления.
Действительно, задавшись целью улучшить качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а главное, всерьез и надолго, т.е. существенно и стабильно, любой руководитель вынужден будет внести изменения в работу всех структур и подразделений компании.
Высокое качество требует совершенных технологий и их строго соблюдения, а это влечет за собой повышение квалификации работников, отработка и отшлифовка всех операций, ужесточение производственной дисциплины, усиление культуры производства, ритмичности поставок, что неизбежно приводит к росту производительности, сокращению производственного цикла, уменьшению запасов и незавершенного производства.
Качество нужно контролировать. Контроль качества, особенно на входе, сокращает непроизводительный труд и увеличивает производительность, снижает техотходы и количество брака, что неизбежно снижает себестоимость.
И т.д.
Улучшение качества может существенно повысить эффективность управления всего предприятия.

В любом виде деятельности, особенно в бизнесе, главное – результат. Любая операция, любой процесс всегда должен приводить к ожидаемому результату. Необходимо изменить приоритет мышления, с действия на результат, т.к. далеко не всегда даже правильные действия приводят к ожидаемому результату. Для этого нужно заменить обязанности ответственностью.

Уважаемые руководители! Не занимайтесь мелочной опекой, тайной слежкой за тем, чем занимаются ваши сотрудники в рабочее время. Не пытайтесь контролировать время, потраченное ими на перекуры, чаепитие, социальные сети и пр. Это не те игры, в которые нужно играть на работе. Даже неотрывное нахождение сотрудника на рабочем месте у компьютера с открытым “окном” производственной программы, или рабочего у станка, абсолютно не гарантирует сколько-нибудь эффективной их работы. Дайте задание, определите объем работ, установите сроки исполнения, помогите на первых порах – результат нужен прежде всего вам, и проконтролируйте исполнение.
Контролировать нужно только результат. Для этого каждый работник предприятия должен иметь задачу – цель и срок ее исполнения, набор инструментария, строго определенный круг ответственности.
Безусловно то, что когда речь идет о нацеленности на достижение результата, имеются ввиду только юридически законные и морально оправданные действия или бездействие!

Управление – это профессия. Поэтому к менеджменту, как к управлению социальных систем, нужно относиться серьезно, ему нужно учиться. Руководить и “водить рукой” – два совершенно разных действия, причем, с совершенно разными результатами. Собственники! Вы уже доказали свою состоятельность, дайте порулить профессионалам! Не бойтесь принимать на роботу грамотных, умных, амбиционных, свободомыслящих специалистов. Подчиненные и должны быть профессиональнее своего начальника в узкоспециализированных вопросах. Наделяйте их не только ответственностью, а превратите их в настоящих лидеров тех направлений, которые они возглавляют. Создавайте команду единомышленников. Всегда и везде именно “кадры решают все”.

Стенания некоторых руководителей по поводу отсутствия квалифицированных кадров и их оправдания по поводу постоянных проблем с качеством продукции и сроками поставок в их компаниях – это всего лишь попытка прикрыть собственную несостоятельность и свалить всю ответственность на их “бездарное окружение” – “с кем приходится работать!?”. Не бывает плохих сотрудников, бывают неумелые руководители.

Любой руководитель, если он хороший руководитель, управляет людьми, только людьми, всегда людьми. Не процессами, не операциями, не технологиями, а персоналом, подчиненными, кадрами. Для успешного управления сотрудниками их необходимо мотивировать на нужную для руководителя деятельность, т.е. сформировать нужные мотивы. В основе мотивов всегда лежат потребности. Главная задача хорошего руководителя – это, выявив потребности подчиненного (его внутренние желания и нужды), объяснить ему, как через предлагаемые руководителем действия подчиненный сможет удовлетворить свои потребности. В этом и заключается суть мотивации.

Существует много различных теорий мотивации, но нет ни одной универсальной из них, которая бы в полной мере объясняла все причины, толкающие людей на те или иные действия и поступки.

В нашей стране в основном “эксплуатируются” материальные стимулы, имеющие быстрый, но, к сожалению, краткосрочный эффект. К тому же, материальное стимулирование имеет существенное ограничение, упирающееся в пороговый уровень внутренней самооценки подчиненного, после чего оно скорее вредит, чем мотивирует.

Более эффективна мотивация, в основе которой лежат статусные и личностные потребности, например, можно использовать забытые ныне соревнования или организовать игру.

Помните фильм “Джентльмены удачи”?
В начале фильма герой Леонова – заведующий детским садом “заставляет” детей завтракать с помощью нехитрой игры: “Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется. Мы совершим полет на космической ракете на Марс… Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно – ракета до обеда на Землю не вернется”.
Одно дело ежедневно выполнять тяжелую нудную работу, рассматривая ее только как источник средств к существованию, проклиная все на свете, и совершенно другое – выполнять ту же работу, но уже с осознанием того, что это часть чего-то если не великого, от которого зависят “судьбы человечества”, то очень значительного для достаточно большого количества людей.
Взрослые – в душе большие дети, только более закрепощенные и озабоченные тем впечатлением, которое они производят на окружающих. Для раскрепощения работников, и усиления их интереса к работе можно превратить всю деятельность предприятия в большую азартную игру, как это в свое время сделала компания Motorola.
Люди очень азартны, и плох тот руководитель, который это не использует.

Очень важно для любого, даже небольшого, предприятия иметь и создавать свои правила, свои традиции – это повышает его статус в глазах работников, а, следовательно, и их собственный статус. Часто, такие попытки ограничиваются придумкой миссии компании, что в наших условия совершено не работает.

Так же как и игры ведутся по заранее оговоренным правилам, так и любая деятельность на предприятии должна быть регламентирована. Этим целям служат технологии. Технология, если кратко, – это прописанная последовательность действий и операций для конкретного процесса. Цель технологии – добиться того, чтобы результат любого процесса был заранее известен, всегда постоянен и не зависел от того, кто этот процесс выполняет. Другими словами, технологии минимизируют человеческий фактор.

Но мало эти технологии иметь, необходимо добиться того, чтобы они всегда и однозначно выполнялись. И здесь без трудовой дисциплины не обойтись. Кстати, дисциплина – это тоже элемент технологии, т.к. базируется на обязательном выполнении работниками установленных правил поведения. Для успешного поддержания строгой дисциплины необходимо соблюдать всего два принципа: осознанность и обязательность. Поэтому нужно проводить постоянную разъяснительную работу среди работников, объясняя необходимость подобных ограничений. Лучшая дисциплина – осознанное самоограничение работника.

Ни строгая дисциплина, ни современные технологии, ни действенная мотивация, ни стабильное качество не возможны без высокой культуры производства. Культура производства – это совокупность материальных, организационных и духовных ценностей, которые и определяют уровень развития предприятия. Значение культуры в деятельности предприятия недооценено, а между тем, именно высокая культура на предприятии позволяет добиваться результатов быстро и эффективно. Именно производственная культура усиливает и цементирует все действия, направленные на совершенствование системы управления, делая их эффективными и необратимыми.

Не может быть никакого эффективного управления без учета. Учитывать нужно, по возможности, все и всегда. Вопрос только в разумности полноты информации для соответствующего уровня управления, и ее оперативности – всегда лучше предотвращать, чем исправлять. Подавать информацию лучше по пирамидальной схеме в три “клика”: основные показатели, обобщенные данные, дельное описание процессов. Тогда выполняется главный принцип учета: минимум оперативных данных достаточных для принятия управленческих решений.

Учет должен быть автоматизирован. Для этого лучше всего использовать специализированные программы адаптированные к особенностям предприятия. При этом нужно четко понимать, как именно работает учет на конкретном предприятии, чтобы корректно поставить задачу по адаптации. Иначе, подобная автоматизация будет бесполезной, а часто, и просто вредной. Для небольших предприятий достаточно использовать Excel.

Что такое “эффективное управление предприятием” никто толком не знает – сколько экспертов, столько и мнений. Поэтому пока нет и универсальных методов управления – все известные уже продемонстрировали свою несостоятельность в те или иные периоды своего существования. Наверное, главный их недостаток – это, из-за отсутствия системного подхода, попытка через один показатель пытаться управлять всем предприятием, игнорируя “менее значимые”. Рано или поздно такой подход дает сбой. В предприятии, как в системе, нет ненужных или малозначимых элементов – все одинаково важны. Любая недосмотренная мелочь может привести к большим негативным последствиям.

Но в природе нет положительных или отрицательных оценок, и любые изменения – это, в любом случае, движение вперед. Поэтому, вовремя выполненные действия (в “точке бифуркации”) могут, наоборот, перевести предприятие на новую качественную ступень развития.

Помните! Любой серьезный сбой или даже кризис – не повод опускать руки. Его всегда можно повернуть на сто восемьдесят градусов, и превратить в начало большого успеха.
 
Информация, представленная на сайте, охраняется законом об авторском праве.
Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с письменного согласия владельца сайта.
© 2010-2013   Москва   САМ